А федеральный, региональные и местные бюджеты формируют налоговые поступления. На эти деньги содержат госаппарат, армию, полицию, строят дороги и различные социальные объекты. За счет налогов работают бюджетные учреждения – образовательные, медицинские, культурные. Налоги должны платить все – и бизнес, и граждане.
Развитие налоговой службы в России прошло путь от личного сбора податей князьями до формирования специализированных ведомств, обеспечивающих централизованный контроль и управление финансами государства, от громоздкой структуры до современного, высокотехнологичного сервиса.
Начало девяностых годов 20 века было ознаменовано экономической реформой, направленной на увеличение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий и на развитие частной инициативы. Стали бурно развиваться производственные кооперативы, торговые дома, фирмы, товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, открытые акционерные общества, росло количество частных и индивидуальных предпринимателей – все это требовалось упорядочить и выстроить работу по начислению и сбору налогов.
О становлении налоговой службы в нашем городе нам рассказала ее первый руководитель Фирдаус Ялчигулова, налоговый советник первого ранга, заслуженный экономист Республики Башкортостан.
– Фирдаус Миннимурзыевна, расскажите, когда и при каких обстоятельствах вам доверили возглавить налоговую инспекцию в Кумертау?
– В 1990 году Петр Бобылев, возглавлявший исполнительную власть города, пригласил меня для создания и организации работы новой структуры. Он знал меня как главного бухгалтера Кумертауского авиационно-технического предприятия. Прямо сказал, что для формирования налоговой службы нужен специалист, который глубоко понимает финансовую сферу, умеет эффективно взаимодействовать с людьми, грамотно руководить коллективом и успешно действовать в условиях недостаточного правового регулирования. Почему выбрали меня? У меня был опыт работы в финансовых отделах исполкомов города и района. Там старшие товарищи и наставники – Ольга Владимировна Касьянова, Тамара Никитична Калегина, Сунагат Хабиевич Мухаметшин – делились со мной своими знаниями: как проводить проверки и ревизии на предприятиях, как правильно начислять и уплачивать государству налоги. Позднее 17 лет работала на КумАПП, пройдя путь от старшего экономиста до начальника финансово-сбытового отдела и главного бухгалтера. Мне посчастливилось работать с Александром Самойловичем Палатниковым – одним из ярких личностей и талантливых руководителей авиационного предприятия, оставивших яркий след в сфере авиастроения. Его девиз «Приказы не обсуждаются, а выполняются» всегда помогал мне в работе.
– Экономист, бухгалтер или налоговик: что вам ближе?
– Бухгалтерия и финансисты управляют финансами компании, планируют бюджет, обеспечивают денежное, финансовое и материальное снабжение. В их обязанности входит своевременная оплата всех материальных ценностей и комплектующих, реализация готовой продукции, а также своевременная выдача заработной платы. Бухгалтерия – это магия цифр, здесь рассчитывают выручку, себестоимость реализованной продукции, определяют прибыль и специальные финансовые фонды для премий сотрудникам. Моя работа на заводе была и сложной, и очень интересной, я ее очень любила. А профессия налогового инспектора предполагает глубокое понимание налогового и бухгалтерского законодательства, а также умение анализировать финансовые данные и эффективно взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами. Еще учась в Уфимском финансово-экономическом техникуме, а затем в Всероссийском заочном финансово-экономическом институте, я получила специальность «Экономист госдоходов», изучала доходы и платежи. Мне захотелось работать с налогами. Я почувствовала, что это мое призвание.
С 16 июня 1990 года с увлечением погрузилась в новые задачи, ощущая, что настала следующая ступень, новая вершина в моей профессиональной жизни.
– Остались ли у вас яркие воспоминания о налогоплательщиках?
– В первые годы существования налоговой службы работать было чрезвычайно сложно. Предприниматели и юридические лица не понимали, что нужно платить налоги, и всячески уклонялись от этой обязанности. Приходилось даже привлекать налоговую полицию для решения проблемы. С жалобами на меня и работу налоговой инспекции обращались к мэру города Петру Мироновичу Бобылеву. Однажды он пригласил меня в кабинет, где присутствовал один из негодующих предпринимателей, выслушал обе стороны и сказал: «Нравится тебе Ялчигулова, не нравится тебе Ялчигулова – придется тебе ее целовать!». Этим он дал понять, что налоги платить обязательно.
Организация нашей работы, доступ к информации и наличие профессионалов позволяли нам тогда сосредоточиться только на выявлении нарушений налогового законодательства. Это касалось крупнейших предприятий, которые имели долгую историю существования в качестве налогоплательщиков. До сих пор помню, как генеральный директор КумАПП Борис Сергеевич Малышев после нашей проверки предприятия и доначислений в госбюджет крупных сумм в сердцах сказал мне: «Ты сама здесь работала, все знаешь! От тебя ничего не спрячешь!» Я прекрасно понимаю его гнев, ведь завод стоял без заказов, денег катастрофически не хватало. Рабочих на недели отправляли в отпуска без содержания. Люди находились на грани выживания, инженеры отправлялись торговать на рынок. Но жесткие меры были необходимостью для пополнения бюджета. Я исполняла свой долг.
– Новая сфера, новая работа… где вы находили сотрудников, как формировался ваш коллектив?
– Семеро сотрудников городского финотдела, которые занимались начислением и сбором налогов в бюджеты всех уровней, сразу перешли в штат новой организации. Конечно, я «переманивала» в инспекцию толковых бухгалтеров из ведущих городских организаций и предприятий, как ни странно, они мне поверили и ушли в незнакомую структуру. Это Надежда Белова, Ядвига Ростова, Анастасия Титова, Наталья Бродская, Татьяна Сафонова, Таскира Хусаинова, Рауфа Сагитова.
Финансисты, экономисты, юристы, инженерно-технические специалисты, программисты и специалисты в области информатизации, пришедшие работать в налоговую службу города, нуждались в серьезной переподготовке. Для своих работников налоговых инспекций проводились семинары как в Уфе, так и выездные в других городах и районах. Все это позволило в короткие сроки подготовить высококлассных специалистов. В стране складывалась новая налоговая система, появлялись новые налоги, уже в 1990 году их число превысило тридцать. Сотрудники налоговой инспекции активно учились сами и обучали налогоплательщиков.
– Почему встала задача строительства здания налоговой инспекции и как это повлияло на работу?
– Росло количество задач инспекции и увеличивалось число сотрудников. Если мы начинали коллективом из восьми человек, то к 1995 году штат вырос до 92 сотрудников. Сначала мы занимали помещения на первом этаже в здании администрации города по улице Ленина, там сейчас расположен Сбербанк. Затем это здание заняли целиком. Но все равно не хватало места и арендовали часть кабинетов у треста «Кумертаустрой». Уточню для молодых читателей – сейчас там располагается кадровый центр «Работа России».
Структура организации была выстроена в соответствии с задачами. Мы работали с юридическими и физическими лицами, следили за тем, чтобы соблюдались законы о налогах и сборах. Инспекция проверяла правильность исчисления налогов, сборов и взносов, а также их полноту и своевременность внесения в бюджет. Необходимо постоянное взаимодействие всех сотрудников. Когда люди размещаются в разных помещениях, то теряется контроль и взаимодействие уже не столь эффективно. Остро стояла проблема компьютеризации всех процессов контроля исполнения налогового законодательства. Необходимо было объединение всех компьютеров в локальную сеть.
Начальник налоговой инспекции по Республике Башкортостан Геннадий Иванович Букаев во время визита в Кумертау предложил построить совершенно новое административное здание для размещения налоговой инспекции города. Он так и сказал: «Хотите строить – пожалуйста, стройте, деньги для этого я дам».
В течение трех лет возводилось новое здание по улице К.Маркса, дом 4а, проект был типовым, а финансирование – федеральным. Подрядчиком выступил трест «Кумертаустрой». Я тогда три года не ходила в отпуск, потому что ход строительства нужно постоянно контролировать, нельзя было эти вопросы бросать на самотек. В 1995 году мы переехали в новое здание.
– Вашу организацию называли кузницей кадров для экономики города.
– При приеме на работу в инспекцию учитывались профессионализм и ответственное отношение к своим обязанностям, высокий уровень культуры и прочные моральные принципы. Работа в инспекции была разнообразной и престижной. Ну и «железная» исполнительская дисциплина, которую я вынесла из опыта работы с А.С.Палатниковым.
Ежеквартальное подведение итогов работы ГНИ в городах и районах, изучение зарубежного опыта – все это делало сферу престижной, многие приходили набраться опыта, некоторые открыто мне говорили про это. Стаж работы в налоговой распахивал двери и давал преимущества соискателям на рынке труда. Имея опыт работы в налоговых органах, можно было работать аудиторами, бухгалтерами, управляющими в банках, открывать предпринимательскую деятельность.
Наши сотрудники Александр Осипов и Наталья Бродская, Ирек Сынбулатов стали управляющими в банках. Я благословила их с легкой душой, они могли и они справились. Имеют опыт работы в налоговой службе города Екатерина Ершова – управляющий банком Уралсиб, Марина Ткачук возглавляет отделение Социального фонда в Кумертау. Многие стали предпринимателями, открыли бизнес в Кумертау, Москве, Санкт-Петербурге, в отдаленных районах Крайнего Севера и по всей России.
Мы внедряли разработанные в Башкирии крупные программно-технические комплексы налогообложения юридических и физических лиц, автоматизированного учета населения, бухгалтерского учета, нормативно - правовую систему «Фемида». У нас работала автоматизированная система документооборота, все документы сканировались и сохранялись и с любого компьютера в единой сети можно было получить к ним доступ.
– Расскажите об этапах долгого пути налоговой инспекции.
– В первые годы работы для помощи исполнения наших функциональных обязанностей была создана налоговая полиция. Она занималась принудительным взысканием налогов и сборов с недобросовестных налогоплательщиков. Некоторые дела даже передавались в суд. Предприятия-юридические лица не платили налоги, возникали огромные суммы недоимки. Мы даже составляли индивидуальные соглашения по уплате налогов, например, с КумАПП, ПО «Башкируголь», завода «Искра».
В 1993-1997 годах налоговиками в городе и республике проводилась гигантская работа по присвоению социальных номеров всем жителям республики, вплоть до новорожденных. Теперь они называются ИНН – идентификационный номер налогоплательщика. Это было первым шагом создания Государственного реестра налогоплательщиков – физических лиц, в его основе – компьютерный учет, основанный на присвоении каждому гражданину специального идентификационного цифрового кода (социального номера). Это давало нам возможность оперативно получать сведения о смене адресных данных, об изменении документов из паспортно-визовой службы МВД республики, органов ЗАГС, информацию из разных источников о доходах налогоплательщиков. Опыт работы республики по учету налогоплательщиков был использован при подготовке Налогового кодекса и распространен на всю Россию.
В этот же период Госналогинспекция по всей республике контролировала правильность исчисления и полноты поступления платежей в четыре социальных внебюджетных фонда республики и России: это фонды занятости, обязательного медицинского страхования, государственного страхования и Пенсионный фонд. Внебюджетные фонды занимали 60% от поступлений, а половина из них – в Пенсионный фонд. Этот эксперимент по передаче налоговым органам функции сбора страховых взносов во внебюджетные фонды был также учтен при подготовке нового Налогового кодекса РФ.
Под строгий контроль налоговых органов республики также был взят весь процесс оборота табачных изделий, алкогольной продукции – от производства до реализации. Все это в совокупности позволило обеспечить снижение оборота нелегальной продукции. И этот опыт работы налоговиков республики по организации контроля за оборотом алкогольной продукции тоже применялся при построении работы другими регионами России.
В 2001 году в городе насчитывалось 1100 предприятий и 1400 предпринимателей. В 2024 году численность самозанятых стала 4554 человека, зато уменьшилось количество предприятий, доходы от физических лиц составили 49% бюджета, или 442 млн рублей.
В 2002 году в республике было принято решение об укрупнении налоговых органов, и нас объединили с Куюргазинским районом, создалась межрайонная инспекция. В 2008 году присоединились инспекции Кугарчинского и Зианчуринского районов. Теперь мы – подразделение Межрайонной налоговой инспекции №25, специалисты по-прежнему работают в нашем здании. Глобализация и цифровизация всех сфер жизни – реалии сегодняшнего дня. Фокус контрольных работ постепенно переходит с выездных налоговых проверок на дистанционный анализ.
Сейчас центральное место занимают личные кабинеты налогоплательщиков физлиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Налоговая служба собирает деньги в бюджет с помощью современных технологий, помогает бизнесу развиваться и выполняет важные государственные программы, от которых зависит благополучие и качество жизни людей.
Для справки. Государственная налоговая служба создана постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года. Согласно этому документу, в составе Министерства финансов были образованы государственные налоговые инспекции.
Указом Президента России от 21 ноября 1991 года была создана самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации.
В память об этом указе профессиональный праздник работников налоговых органов Российской Федерации отмечается ежегодно 21 ноября 2001 года.
Ранее «Кумертауское время» писало, что получать налоговые уведомления и платить налоги с комфортом можно в личном кабинете на сайте ФНС и в мобильном приложении «Налоги ФЛ»
Фото Ильнура ТАЗЕТДИНОВА