В обычный рабочий день в редакцию пришла Нина Федоровна. Женщина начала разговор с того, что является домкомом одного из городских многоквартирных домов. Но к нам она пришла не с просьбой осветить в газете проблемы жильцов, а чтобы представить горожанам своего поразительного соседа, который в 83 года ведёт не просто активный образ жизни, а приносит большую пользу всему сообществу жильцов.
В 1942 году в городе Рыбинске Ярославской области под бомбёжками родился Валентин Григорьевич Заболотный. Его отец работал экскаваторщиком на Рыбинском водохранилище – объект был важной целью для фашистов, так как Рыбинская ГЭС обеспечивала электроэнергией Москву и расположенные поблизости оборонные предприятия. В послевоенные годы, когда люди возрождали и отстраивали страну, отца Валентина Григорьевича командировали во многие точки Советского Союза: Карпинск, Сибирь и Свердловскую область. Военное время наложило тяжелый отпечаток на детство советских ребят. Валентин Григорьевич до сих пор помнит, что школьными тетрадями пятерым детям семьи служили мешки из-под цемента, которые мама нарезала, шила и разлиновывала. А один школьный букварь делили между собой десять одноклассников.
– В детстве пороха нанюхался. Летом траву рвали – и просто так жевали, и варили. Молоко я впервые попробовал в 1947 году, когда мне было пять лет. Тогда мы жили в Карпинске, и я дружил с соседской девочкой, а её мама работала в столовой заведующей. Как-то раз мы играли вместе, и меня угостили стаканом молока, – вспоминает Валентин Григорьевич.
В 1952 году семья приехала в Кумертау, где и осталась жить. После окончания восьми классов школы Валентин Григорьевич пошёл работать на Ремонтно-механический завод, на базе которого вскоре было основано авиационное предприятие, а сегодня мы все знаем его как КумАПП. История завода шла своим чередом, менялись названия, руководители и задачи. Неизменным оставалась только запись в трудовой книжке Валентина Заболотного – он работал на предприятии всю свою жизнь.
Наладчик холодной и горячей штамповки, он занимался установкой, наладкой и обслуживанием машин для штамповки деталей. Главным инструментом работы служил огромный ключ: в основе – большая труба, а по двум её концам приварены гаечные ключи. Настраивать приходилось тяжёлые пресса, с помощью которых женщины-штамповщицы изготавливали детали. А более сложные детали, для производства которых требовались штампы с весом, измеряемым десятками тонн, Валентин Григорьевич делал сам. Работа тогда шла в две-три смены, в каждой – по 12-13 человек и одна на всех идея настоящего советского человека, который не гнался за деньгами и работал без условий, – выполнить поставленный план.
– Когда первый вертолет Ка-26 поднимали, мы даже на заводе ночевали, кормили нас в столовой. Палатников приходил и спрашивал: «Как вы тут? Наелись, сытые?». Вертолёт ремонтируют, он летает – это моя душа летает, ведь я столько деталей сделал, – рассказывает Валентин Григорьевич.
С большой теплотой и благодарностью он вспоминает своего начальника, тогдашнего директора завода Александра Самойловича Палатникова. Валентин Григорьевич был в командировках во многих городах страны, а в Саратове и Таганроге ему даже предлагали остаться, но преданность делу и руководителю была непоколебимой.
Трудовой путь мужчины начался очень рано, и личная жизнь оказалась неразрывно связана с предприятием. Хотя случалось, что он проводил на заводе по двое-трое суток подряд, вместе с супругой им удалось создать крепкую семью и вырастить двоих сыновей.
– С женой мы познакомились, когда я шёл с катка. Она сказала, что пока не окончит техникум, свадьбы не будет. Я дождался. Потом родились сыновья. Хулиганить они не успевали, у меня серьёзно было с этим, – рассказывает Валентин Григорьевич.
К сожалению, супруги не стало очень рано, но сыновья помогают отцу и поддерживают его, ведь мужчина отдавал всего себя не только работе, но и семье. Свидетельством искренней заботы и тёплого, внимательного отношения к детям служила добрая традиция – ежегодно, в преддверии Нового года устанавливать в доме живую ёлку. С самого утра, только проснувшись, дети оказывались в атмосфере праздника: их встречало нарядно украшенное дерево, а под его ветвями уже ждали заранее приготовленные подарки, создавая ощущение радости и волшебства. Сам Валентин Григорьевич впервые увидел древесный символ праздника, когда ему было семь лет и он учился в первом классе.
– Я вам не скажу, какой была эта ёлка, но помню, что мы вокруг неё часа два или три кругами ходили. А со своими детьми мы каждый год, начиная с 1972, ставим живую ёлку, – говорит мужчина.
С самого детства он не умел проводить время без дела. Сложные годы, когда родителям приходилось работать почти круглые сутки, а дети брали на себя бытовые обязанности – сами готовили еду, наводили порядок в доме, расчищали снег во дворе, – закалили его характер и приучили к ответственности. Позднее к этому жизненному опыту добавилась серьёзная, требующая полной отдачи и при этом любимая работа. Всё пережитое и пройденное шаг за шагом стало тем прочным фундаментом, на котором строится его нынешняя жизнь на пенсии.
Валентин Григорьевич всегда проявляет инициативу и с готовностью участвует в общих делах жильцов дома. Летом он принимает участие в посадке и уходе за растениями, а зимой чистит придомовую территорию от снега. Особой гордостью для него является тополь возле дома, который он собственноручно посадил почти десять лет назад и который за это время заметно окреп и подрос.
– Это же коллектив, а я житель, как не участвовать? Надо шевелиться, что-то делать. Когда поработаешь – настроение поднимается, – говорит пенсионер.
Валентин Григорьевич имеет специальность слесаря шестого разряда, нагрудный знак и почётное звание «Заслуженный машиностроитель Республики Башкортостан», награждён орденом Трудового Красного Знамени, юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «Ветеран труда».
Вот такой он, Валентин Григорьевич, – самый обычный сосед, за плечами которого стоит непростая жизненная история. Несмотря на всё пережитое, он по-прежнему остаётся человеком деятельным и искренне стремится быть полезным окружающим.
В день, когда мы с ним беседовали, Валентин Григорьевич с теплотой и нетерпением ждал момента, когда в доме соберётся вся его большая и дружная семья – дети и внуки: вместе они украсят новогоднюю ёлку, создадут праздничную атмосферу и в семейном кругу встретят Новый год.