Впервые с пчёлами Юрий Кузнецов «познакомился» в далеком 1979 году. Тогда они вместе с отцом поймали пчелиный рой и решили оставить его у себя. Далее прикупили еще две пчелосемьи, и пошло-поехало.
Изначально, не обладая специальными знаниями и навыками, отец и сын Кузнецовы вошли в пчеловодство, что называется, в боевом режиме. Со временем знания прибавились, а опыт показал, что они всё делали правильно.
«Отец у меня всю жизнь болел. У него и остеохондроз, и головные боли, и сердце болело. Но тем не менее он дожил до 87 лет. Я считаю, что это благодаря пчёлам», – делится Юрий Евгеньевич.
В советские годы пчеловодство считалось поддержкой традиционного ремесла и не воспринималось как чуждый советскому человеку вид бизнеса. Однако, занятие это было нелёгким. Отсутствие большого количества и выбора техники и обмена информацией, которые сегодня кажутся обыденными, не позволяли пчеловодам оптимизировать свою деятельность.
«Тогда приходилось выкручиваться. Например, снимать люльку у мотоцикла и сооружать платформу для перевозки ульев. И пока всю пасеку перевезёшь – тратишь много сил и времени. А сейчас – все ульи на специальной платформе-прицепе. Подъехал на грузовике, зацепил – и перевёз сразу всех пчёлок на новое место», – объяснил нюансы Юрий Кузнецов.
В девяностых годах, когда наш герой, как и многие жители России, месяцами не получал заработную плату, пчёлы спасли его семью и позволили относительно полноценно существовать в то непростое время.
С годами экономика страны перестраивалась, одни предприятия открывались, а другие прекращали своё существование, как и Управление буровых работ, где трудился Юрий Евгеньевич. Тогда он обратился в Центр занятости населения, где и узнал о различных мерах поддержки для начинающих предпринимателей. В его конкретном случае была оформлена заявка на получение АСПК – адресной социальной помощи на основании социального контракта. Опыт «хороших отношений» с компьютером позволил довольно быстро подготовить все необходимые бумаги и, после установленных процедур, заявка была одобрена.
Согласно одобренным документам, выделенные средства ушли на пчёл и оборудование. И теперь, на усиленных позициях, любимое дело стало полноценным бизнесом. Малым, но родным.
«Раньше пятнадцать ульев считалось приличной пасекой. А сейчас мои пятьдесят ульев – это так, средненький показатель. У других пчеловодов и по двести и больше бывает, – объясняет Юрий Кузнецов. – Главное, сейчас есть техника разная и намного удобнее стало заниматься пчёлами».
Юрий Евгеньевич рассказывал, как впервые он отделял пчелиную матку от семейства: написано все четко, пошагово, но когда сам лично с этим столкнулся, то было немного не по себе. Со временем и этот нюанс был преодолён. Сейчас многие начинающие пчеловоды обращаются к нему за советом и за здоровой пчелиной маткой, которая даст хорошее потомство.
«Сегодня есть интернет, разная полезная техника, есть поддержка от государства – главное не бояться и можно добиться успеха в любой сфере», – считает наш местный пчеловод.
– Мы приняли новые меры поддержки колодно-бортевого пчеловодства – они распространяются на покупку пчел местной породы, колод, лабораторные исследования качества меда и чистоты породы пчел, – подчеркнул глава республики Радий Хабиров. – Также у нас хорошая нормативная база: с 2019 года в республике реализуются закон о пчеловодстве и комплексная программа развития пчеловодства до 2030 года.
В своей работе пчеловоды сталкиваются с разными неприятностями: то дождливое лето, то болезни пчёл, то несогласованность с аграриями, которые обрабатывают свои поля от вредителей урожая, но всегда находят пути взаимодействия, позволяющие сохранить пчелиные семьи и собрать хороший урожай мёда, который мы с вами с удовольствием приобретаем на традиционных осенних ярмарках или напрямую у производителя.