Тема тепла которую неделю подряд не даёт покоя жителям Кумертау: перерасчёт за потреблённое в прошлом году тепло, показавший отнюдь не экономию, а как раз наоборот, большинство плательщиков сочли просто грабительским. Газета «Кумертауское время» неоднократно освещала эту животрепещущую тему на своих страницах, стараясь сохранять нейтралитет и быть максимально объективной. Последняя из публикаций – о санкционированном митинге, состоявшемся на площади Советов по инициативе местного отделения КПРФ, на котором участники приняли резолюцию-обращение к врио Главы Республики Башкортостан Р. Хабирову и главе администрации города Кумертау Б. Беляеву.
Немало претензий гражданами было высказано в адрес Кумертауской ТЭЦ: и какое топливо используете, и откуда берёте цены на тепло, и почему даже в тёплую погоду батареи, как огонь, то есть навязываете ненужную услугу, а население вынуждено потом оплачивать то, что ему без надобности. Зазвучали эти претензии не вчера, но именно сейчас, в условиях острого конфликта, чтобы расставить все точки над «i», мы обратились к заместителю генерального директора АО «Свердловская энергогазовая компания», директору филиала Кумертауской ТЭЦ Гафару Багирову.
– Начнём с того, что Кумертауская ТЭЦ, будучи в составе ООО «Башкирская генерирующая компания» (принадлежит ПАО «ИнтерРАО»), несла ежегодные убытки в размере до 250 миллионов рублей. В результате «ИнтерРАО» приняло решение продать ТЭЦ. По итогам открытых торгов новым собственником Кумертауской ТЭЦ в 2016 году стало АО «Свердловская энергогазовая компания», – рассказывает Гафар Ибрагимович. – Новый собственник сохранил рабочие места, в минувшем году была произведена индексация заработной платы, предприятие работает, выполняя свои основные задачи: производство тепла и электроэнергии для населения. Убытки удалось сократить до 70 миллионов рублей в год. Кроме того, мы вкладываем средства в развитие производства, с момента перехода собственности уже более 200 миллионов рублей.
– То есть смену собственника нужно рассматривать как благо для коллектива предприятия и для всего города. А может, даже излишнее, если люди жалуются на так называемый перетоп?
– Мы подаём то количество тепла, которое указывают в ежедневной заявке Кумертауские теплосети, – ни больше, ни меньше. Иначе кто нам заплатит за то, что он, по сути, не заказывал? Уточняю, что населению напрямую мы тепло не поставляем. То есть температуру теплоносителя регулируем только по заявке теплосетей.
– Гафар Ибрагимович, ещё один момент, волнующий весь город: а чем, собственно, топит Кумертауская ТЭЦ? Говорят, всем, что горит…
– В качестве основного топлива мы используем природный газ – 70 процентов. Понимаете, газ имеет гораздо большую теплоту сгорания, чем другие виды топлива, получить необходимую для города энергию, кидая, как говорится, в топку всё подряд, как в этом, возможно, уверены многие горожане, просто невозможно. Газ экономически эффективнее других видов топлива и альтернативных источников энергии. Кроме того, использование непроектного топлива чревато износом оборудования и повышением аварийности.
– Почему тогда Кумертауская ТЭЦ всё-таки использует и угольный шлам?
– Бурый уголь является проектным топливом для Кумертауской ТЭЦ, более того – аварийным! То есть мы всегда имеем стратегический запас 28 тысяч тонн угля на складе на форс-мажор. Доля же угля в топливе нашей ТЭЦ составляет 20 процентов, и угольный шлам в том числе. Шлам мы приобрели на аукционе, объявленном городской администрацией, по 201 рубль 20 копеек за тонну. Однако не стоит делать выводы о дешевизне этого топлива, ведь, помимо стоимости самого шлама, сюда следует добавить расходы на транспортировку, хранение, подготовку и другие.
– А чей, собственно, уголь горит в топках ТЭЦ?
– В 2018 году прекращена поставка угля с Тюльганского угольного разреза по причине его крайне низкого качества. Как и сказано ранее, сегодня идёт сжигание буроугольного шлама из шламоотстойников бывшей брикетной фабрики Кумертау.
– Почему не покупаете уголь у ООО «ЮжУралУголь»?
– Если «ЮжУралУголь», ведущее разработку бурого угля в Маячном, предложило бы нам уголь в необходимых нам объёмах, с требуемым качеством и по приемлемой цене, мы рассмотрели бы это предложение в качестве возможного варианта в соответствии с установленными законодательством закупочными процедурами.
– Что составляет оставшиеся 10 процентов топлива ТЭЦ?
– Это лузга подсолнечника, которая является на сегодняшний день одним из самых экологических видов топлива, очень популярных, кстати, в Европе. К тому же у нас рядом находится Маячнинский маслоэкстракционный завод, который только рад, что мы сжигаем отходы его производства. Кроме того, мы докупаем лузгу у Сорочинского маслозавода.
– Гафар Ибрагимович, кумертаусцы видят, как иногда чёрный дым валит из труб ТЭЦ, что вызывает у них беспокойство…
– Помимо жителей Кумертау, деятельность ТЭЦ контролируют ещё ряд организаций, в том числе и Министерство экологии. Так что любое отклонение от норм отслеживается и принимаются меры по стабилизации обстановки. Ну а чёрный дым – это вообще аварийная ситуация, если это связано с производством. Здесь, как правило, требуется мгновенное реагирование и наиболее строгий «разбор полётов», чтобы в дальнейшем этого не допускать.
– И последний, в то же время один из самых волнительных вопросов для населения – о тарифах на тепло. Кто и как устанавливает цену реализуемого вами топлива?
– Тарифы не берутся с потолка. Они устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством, региональными регламентирующими правовыми актами, в этом задействованы многие государственные органы, эксперты, при этом учитываются показатели прошлых лет и настоящего времени. Всему должно быть экономическое обоснование. Сделать тарифы бесконечно высокими, как, может быть, и хотелось любому производителю, невозможно.
Сразу после покупки ТЭЦ в декабре 2016 года новый собственник подал документы в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, так как тарифы, установленные прежде для ООО «БГК», для АО «СЭГК» стали недействующими. С 1 января 2017 года нам установили тариф на отпускаемую энергию потребителям городского округа Кумертау 954 рубля 9 копеек за гигакалорию без НДС. С 1 января по 30 июня 2018 года тариф составлял 955 рублей 22 копейки, с 1 июля по 31 декабря 2018 года – 990 рублей 56 копеек, а с 1 января 2019 года – 980 рублей 23 копейки. Как видите, рост цены на отпускаемое нами топливо совершенно незначителен, а в 2019 году цена стала даже ниже.