Как простая женщина, без медицинского образования, без волонтёрской «корочки», без специальной подготовки, оказалась в проекте «Первая юрта», инициированной министром Зухрой Гордиенко? Только благодаря настойчивости и упорству.
Оксана потеряла на СВО сына. Пять месяцев он числится без вести пропавшим.
Её сын Владислав Нелюбин заключил контракт с минобороны 9 апреля 2024 года и отправился в зону проведения специальной военной операции. Был командиром штурмового отделения штурмовой роты, занимался обучением молодых бойцов. Последний раз он выходил на связь 7 августа. Спустя два с половиной месяца из воинской части прислали справку об обстоятельствах исчезновения и возможной гибели Владислава Нелюбина, где сказано, что провести розыскные мероприятия не представляется возможным.
Горе и беспомощность разъедают душу хуже болезни. Другой человек бы опустил руки и поддался депрессии, но не Оксана. Её собственная беда лишь придала ей сил действовать. Оксана во что бы то ни стало желала внести свой вклад в нашу победу! Сначала она хотела подписать контракт на военную службу и поехать в зону СВО. Готова была взяться за любую работу, которую предложит ей Родина: повара, санитара, оператора БПЛА… Но препятствием оказался слишком взрослый возраст. Оксане скоро 49 лет.
Услышав о том, что в Башкирии формируются женские отряды для волонтёрской помощи в военном госпитале, Оксана поняла: это её шанс.
Проект «Первая юрта» возник по инициативе министра предпринимательства и туризма Башкортостана Зухры Гордиенко. На одном из еженедельных оперативных совещаний она передала руководителю региона просьбу женщин-добровольцев об организации выездных групп в госпитали Луганской и Донецкой народных республик для ухода за ранеными бойцами. Глава Башкортостана поддержал их инициативу.
Начиная с осени, пять женских групп с добровольческой миссией побывали в Луганске. Оксане удалось пройти отбор, собеседование и попасть в третью группу.
– Я очень хотела помогать нашим, быть полезной там, где сейчас трудно. Ещё я думала, что, может быть, что-то смогу узнать про своего сына или про остальных бойцов из его воинской части, тех, кто без вести пропал примерно в то же самое время. Я проявила настойчивость, нашла нужный телефон, быстро заполнила анкету. Мне перезвонили, я прошла собеседование. И потом со мной связалась министр Зухра Гордиенко по видеосвязи. Она очень хороший человек. Позже, когда в Уфе нас встретили, она всех нас обнимала, как родных. И вообще, во время участия в проекте мне повезло познакомиться с очень хорошими людьми. Сама Зухра Маулитбаевна замечательная женщина, её помощница координатор проекта Гузель Корниенко, все женщины-добровольцы нашего отряда – мы были, как одна большая семья, – рассказывает моя героиня.
В каждой группе добровольцев по семь женщин, каждая группа несёт вахту в течение двух недель, затем её сменяет другая. Уже готовы списки вплоть до восьмого отряда – это до апреля. Так много желающих.
Поскольку это волонтёрский проект, участницы не получают денег за работу в госпитале, бесплатными для них являются проезд и проживание – оплачивает республика.
Перед поездкой Оксана получила список необходимых вещей, которые ей надо было иметь, в том числе армейский рюкзак, налобный фонарик, спальный мешок, спецодежда и другое. Она обратилась за помощью в Центр добровольчества «Белая река» и там ей помогли экипироваться.
Две недели третья команда отработала в военно-клиническом госпитале Луганска. Это эвакуационный госпиталь. Его особенность в том, что сюда поступают все военнослужащие и через несколько дней, в зависимости от степени ранения, их распределяют в другие больницы. Волонтёры дежурили в палатах, сопровождали пациентов на процедуры и прогулки, помогали им принимать пищу и лекарства, а также совместно с медицинскими работниками готовили к операциям.
– Мы работали по два человека в отделении. Моей напарницей стала Наталья Иванова, глава администрации сельского поселения из Кармаскалинского района. В нашем отделении лечились штурмовики. Я специально попросилась именно туда, надеясь что-нибудь узнать о сыне или его товарищах. За эти две недели из нашей воинской части с одного из направлений поступили три бойца. Все они оказались новенькими, пришедшими в армию в ноябре. Они ничего не могли сказать о наших близких.
Мы выполняли любую работу, которую нам поручали. Водили или возили раненых на анализы, процедуры, сами носили анализы, мыли бойцов, меняли им постельное белье, стирали, развешивали… Рабочих рук в госпитале очень не хватает. Мне, не имеющей никакого специального опыта, пришлось даже поработать в перевязочной, больше было некому. Медсестра быстро мне показала лекарства, перевязочные материалы, в двух словах объяснила, как обрабатывать раны, – и вперёд! Перевязывала всё: руки, ноги, ягодицы, головы… У одного солдата даже маленький осколок из головы вытаскивала, – вспоминает Оксана.
Будучи весь день рядом с пациентами, добровольцы не только физически помогали, но и оказывали большую моральную и психологическую поддержку. Со многими бойцами Оксана подружилась. Один из них даже подарил ей расплющенную пулю, которую врачи достали из его раны. Теперь это у неё что-то вроде талисмана.
– Настроение у ребят разное, но мы старались всех держать в тонусе. Конечно, разговариваешь практически со всеми и стараешься как-то поддержать, – делится Оксана. – Я во время общения всем говорила: «Ребята, вернитесь, пожалуйста, домой живыми. Предположим, ты ранен, но ты жив. Для семьи это главное».
Работа в госпитале трудная, но все волонтёры единодушно готовы вернуться и продолжать помогать медикам. В нашей героине это желание сильно как ни в ком другом:
– Я оставила там своё сердце. Очень не хотела уезжать. Бойцы нас благодарили, говорили: «Пока есть такие женщины, которые вопреки всему, несмотря на какие-то личные тяжёлые драмы, находят в себе силы встать и идти помогать другим, нам ничего не страшно, нам даже умирать не страшно. Пока есть такие женщины…»
Есть такой метод исцеления от душевной боли – помогать тем, кому плохо и даже хуже, чем тебе. Возможно, поездка в Луганск стала своеобразной терапией для Оксаны Балабановой. В этой худенькой женщине с огромными глазами на пол-лица обнаружилась великая сила, способная дарить надежду отчаявшимся. Она обязательно снова поедет в госпиталь. Там теперь её место.