Все новости
Социальная политика
18 Сентября 2021, 10:00

Больничные феи для «ничьих» детей

Благотворительный фонд «Наши дети» – это негосударственная некоммерческая организация, которая реализует программы помощи детям, попавшим в кризисные ситуации. Одна из них – программа «Больничные дети».

Больничные феи для «ничьих» детей
Больничные феи для «ничьих» детей

Откуда берутся в больнице «ничьи» малыши?

Когда маленький ребёнок попадает в больницу на лечение, обследование или операцию, вместе с ним всегда ложится мама, папа, бабушка или ещё кто-то из родственников. Но есть такие малыши, которые попадают в больницу совершенно одни, – дети, по той или иной причине оставшиеся без родителей.

Чаще всего это дети, которых забрали из неблагополучных семей. Иногда детей находят в общественных местах (на улице, в магазинах, парках), причем произойти это может в любое время суток, тогда их также привозят в больницу. Бывает, что вся семья – это мама и дети, других родных нет, и когда мама попадает в больницу, ребёнка привозят туда же, но в детское отделение.

Именно этим детям призвана помочь программа «Больничные дети». В настоящее время помощь детям, оставшимся без попечения родителей в больницах, фонд «Наши дети» оказывает в городах Уфе, Мелеузе, Бирске, Ишимбае, Нефтекамске, Салавате, Дюртюлях, Туймазах, Бижбуляке, Октябрьском, Кумертау. С 9 часов утра до 21 часа вечера рядом с детьми находятся няни фонда. В Уфе детям, прибывающим из сиротского учреждения, дают няню на круглые сутки, так поступают и в случаях, когда проводится обследование ребёнка в тяжёлом состоянии.

Причины, по которым малыш попадает в больницу без родителей, бывают разными, но среди них можно выделить две основные группы.

Первая группа – так называемые дети без определенного социального статуса, которых часто называют еще «отказники». Это дети, родители которых официально отказались от их воспитания, дети, которых забрали из неблагополучных семей, а также маленькие «подкидыши» и «найдёныши».

Дальнейшая судьба этих детей может сложиться по-разному. Возможно, малышу будет присвоен статус сироты и он будет определен в Дом ребенка, откуда, в свою очередь, сможет попасть в приёмную семью. А может быть, его родители сумеют доказать органам опеки родительскую состоятельность и ребёнок вернётся в кровную семью.

В любом случае, пока ситуация разрешается, ребёнок оказывается в «подвешенном состоянии». Он разлучён с родителями, но государство тоже пока не несёт за него ответственность. В это время органы опеки должны разобраться в ситуации и решить все юридические вопросы, а медики – провести полное обследование ребёнка. И малыша на это время помещают в больницу.

Всё, что при этом положено «отказникам», – стандартный набор: больничная койка и питание в столовой. Специального персонала для ухода за ними не выделяется, а у постовых медсестер и санитарок попросту не хватает времени на то, чтобы быть рядом. Так и получается, что совсем маленькие дети оказываются в больничной палате один на один со своим горем.

Вторая группа – «дети-сироты»: это воспитанники детских домов, которые поступают в больницу на обследование, лечение или операцию. Ни детские дома, ни больница не имеют возможности предоставить ухаживающий персонал для каждого такого пациента. И снова малыш остается один на один со своими болью, болезнью, страхом. В таких условиях выздоровление идет медленно и не всегда успешно.

Что чувствует малыш, разлученный с мамой?

Во-первых, резко меняется окружающая среда: из привычного домашнего пространства, где была мама (какая бы она ни была, малыш привязан к ней), он попадает в белую больничную палату, испытывает полное одиночество и неопределённость. Вокруг какие-то незнакомые люди и звуки. Рядом нет человека, который объяснил бы, что произошло. Малышу становится страшно.

Во-вторых, он начинает сначала скучать по маме, а потом, чтобы не было так больно, разрушает в себе привязанность к маме, запускается процесс депривации. Вынужденную разлуку ребёнок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им всё равно» и «они быстро всё забудут», – ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться.

В-третьих, резко снижается двигательная активность и объём впечатлений – в больнице нельзя бегать, шумно играть, нельзя гулять, даже выходить из палаты, нет любимых игрушек.

Больничные дети

Истории детей, попавших в больницу, никогда не бывают радостными и веселыми. Но сами дети всегда остаются очень трогательными в своей простоте и наивности. И в своей беззащитности перед жизненными трудностями.

Алину забрали от бабушки. Мама тем временем устраивала личную жизнь и навещала свою дочку редко. А бабушка довольно быстро поняла, что плачущая в коляске полуторагодовалая девочка вызывает у прохожих не только чувство сострадания, но и желание помочь бабушке деньгами… Молоко и хлеб на подаяние бабушка, конечно, тоже покупала, но этим дело не ограничивалось. В конце концов, вмешались органы опеки, попытались вразумить бабушку, но не смогли. Так Алина оказалась в больнице.

«У Славы истерика началась, как только услышал слово «катетер». Больно видеть, как у него слёзы льются градом», – рассказывает няня Резеда о семилетнем Славе. Почти всегда на ручке мальчика – бинт, удерживающий катетер, ведь ему делают уколы каждый день уже полгода. Ему хочется бегать, но нельзя – сопутствующее заболевание помеха. Ему хочется к сестре, но он остаётся в больнице. Няня – тот человек, который занят только Славой, утешает и поддерживает ребёнка в больничных буднях.

«Засыпает Лерочка, только если её гладишь, долго. Очень любит, когда ей что-то говорят, сразу улыбается во весь рот. Ползает хорошо, а сидеть плохо получается. Любит пюре из яблока и тыквы», – это няня Ульяна говорит о семимесячной Лере. Малышке беспокойно в новом месте, от этого проблемы с засыпанием. Леру привезли в детское отделение больницы, но есть основания полагать, что мама девочку скоро заберёт.

«У Сашеньки чудесный характер, добрая, покладистая. Для её возраста очень самостоятельная. За собой игрушки убирает, может и за другими убрать. Ест всё, не привередничает. Спит хорошо. На процедуры ходим без капризов, после укольчика немного плачет, но быстро успокаивается», – это о трёхлетней Сашеньке рассказывает няня Алия. Сашенька в больнице второй день, тут она обследуется и получает лечение, день расписан процедурами, уколами, анализами. Но подолгу от уколов малышка не грустит: то куклу надо спать уложить, то игрушки прибрать, то еще дела находятся.

Добрый волшебник – в каждом из нас

Самое главное, что нужно малышам, оказавшимся в больнице без родителей, – свой взрослый рядом. Человек, который накормит и поиграет, поможет там, где малышу трудно, и успокоит, если ему страшно. Именно таким человеком становится для этих малышей няня фонда «Наши дети». Наши нянечки помогают детям преодолеть боль разлуки с мамой, выхаживают детей-сирот, перенесших операции.

Кроме того, фонд обеспечивает своих подопечных дополнительным питанием, средствами гигиены, игрушками, иногда – одеждой и лекарственными препаратами.

Газете «Кумертауское время» о деятельности фонда «Наши дети» рассказала Татьяна Бояркина, куратор фонда в нашем городе и волонтёр со стажем.

– Мы стараемся сделать всё возможное для того, чтобы эти дети не чувствовали себя брошенными, чтобы они могли полноценно развиваться, выздоравливать, расти. Чтобы, невзирая на случившуюся беду, у них оставался шанс на достойное будущее.

Это возможно лишь благодаря тому, что наших малышей поддерживают сотни неравнодушных людей, благотворителей и волонтёров. Программа существует исключительно за счёт безвозмездной поддержки простых людей и организаций, которые, в свою очередь, тоже состоят из простых людей.

Грантовых средств на работу программы «Больничные дети» у нас сейчас нет. С мая мы работаем исключительно на пожертвования. Но дети не болеют по расписанию и продолжают поступать из сиротских учреждений на госпитализацию, много деток, изъятых из семей.

20 детей были с нашими нянями в августе в городах, охваченных деятельностью фонда, в июле – 27. Кто-то был в больнице полтора месяца, кто-то –.полгода, кто-то продолжает в ней находиться… Например, в Кумертау в больнице в июле находились трое детей из одной семьи. Самому маленькому было всего полгода. Дети дружные, вместе им было не так страшно и одиноко. Наши няни ухаживали за детьми чуть больше недели, из больницы они уехали к тёте, а не в сиротское учреждение.

– В Кумертау фонд «Наши дети» работает уже шесть месяцев – это ни много, ни мало. Какие вопросы вы вынуждены решать сегодня?

– Очень ответственная и трудоёмкая работа – набрать штат нянь. Требования мы предъявляем достаточно строгие, хотя и понятные: ответственность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, аккуратность, пунктуальность, терпеливость, эмоциональная устойчивость, любовь к детям, готовность и желание учиться новому.

В обязанности няни входит забота о детях от рождения до 4-х лет, находящихся в больнице без родителей; обеспечение для них комфортных в физическом и эмоциональном плане условий.

Между больницами и фондом заключены договоры на пребывание нянь, с соблюдением ими всех правил и требований учреждения здравоохранения. Когда поступает новый ребёнок из «нашей» категории – мы незамедлительно узнаём об этом и отправляем няню к маленькому пациенту.

Работа няни оплачивается – 120 рублей в час. Но сейчас у фонда нет других источников финансирования, кроме пожертвований. И это наш второй болезненный вопрос. Я обращаюсь к читателям газеты и всем жителям Кумертау: пожалуйста, помогите нам, чтобы мы продолжили обеспечивать детям сопровождение в больнице. Сделайте любое пожертвование на программу «Больничные дети», нам важна любая помощь!

Как сделать перевод? Реквизиты есть на сайте: nashideti.org, там также можно найти ответы на многие вопросы. Можно также в приложении «Сбербанк онлайн» через поиск во вкладке платежи найти по названию «Наши дети» г.Уфа и по логотипу-феечке. В поле «Дополнительная информация» укажите: «Больничные дети».

Кроме того, добрые люди, у которых возникло желание стать няней «ничьих» детей в больнице, могут позвонить куратору Татьяне Бояркиной напрямую по телефону: 8-937-835-17-98.

Фото предоставлено фондом «Наши дети».

Имена детей изменены.

 

 

 

Автор:Кохова  Лариса
Читайте нас: