Все новости
События и факты
21 Декабря 2021, 10:23

«Чрез многие башкирские зимовья...»

Какими увидел окрестности Куюргазинского района и территорию нынешнего города Кумертау ученый Паллас?

«Чрез многие башкирские зимовья...»

Валерий Путенихин, родом из соседнего Кугарчинского района, член Русского географического общества, выпустил книгу, в которой рассказывает о путешествии в 18 веке немецкого ученого Петра Палласа по территории Башкирии, в частности Куюргазинского района и территории нынешнего городского округа город Кумертау.

В Куюргазинский район Паллас въехал 9 октября 1769 года, отправившись утром из Сакмарского городка и следуя через многие Башкирские зимовья и ямы по проложенной дороге. Здесь ученый дает подробное описание хозяйства и быта местного башкирского населения. Паллас пишет, что башкиры к этому времени начали собираться в зимовье со своими стадами. От других степных народов отличаются они тем, что зимою живут в избах, на корм скоту косят сено и вьют стога возле больших дерев. Дома их обыкновенно малы, и в избах так же, как у татар, сделаны широкие лавки. Но вместо татарской печи обыкновенно стоит камин по правую сторону от дверей, который по-башкирски называется «чувал». Такой камин сделан наподобие цилиндра, вверху к трубе сужен, а внизу чело вышиной с человека. Основа камина состоит из жердей и хвороста, которые хорошо обмазаны глиной. В камин кладут длинные поленья стоймя. Подле него сделан шесток, на котором поставлен котел для варки кушанья, приделана труба для дыма. Главная домашняя посуда всегда полна кислым молоком. Пока скотина дает молоко и есть мед в запасах, башкиры живут весело и не употребляют никаких других напитков, кроме кислого молока, который ставят на меде. Зимою и в поездках они едят маленькие колобки, сделанные из переквашенного молока и в дыму засушенного сыра. Башкиры называют его «крут». Крут они растирают и мочат в воде. Получается кислый напиток. Обыкновенно их кушанье состоит из жидкой похлебки. Хлеба сеют столь мало, что им не хватает на собственное пропитание. Паллас, описывая женское башкирское одеяние, говорит о прядении и ткачестве, характеризует процедуру получения ниток из «простой большой кропивы» и из стеблей дикорастущей и «сеяной» конопли.

Пётр Паллас – немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник на русской службе (1767-1810). Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии, является одним из основателей биогеографии и экологии. Побывал он и на нашей территории, оставив свои наблюдения в «Путешествии по разным провинциям Российской империи».

Валерий Путенихин, родом из соседнего Кугарчинского района, член Русского географического общества, выпустил книгу, в которой рассказывает о путешествии в 18 веке немецкого ученого Петра Палласа по территории Башкирии, в частности Куюргазинского района и территории нынешнего городского округа город Кумертау.

В Куюргазинский район Паллас въехал 9 октября 1769 года, отправившись утром из Сакмарского городка и следуя через многие Башкирские зимовья и ямы по проложенной дороге. Здесь ученый дает подробное описание хозяйства и быта местного башкирского населения. Паллас пишет, что башкиры к этому времени начали собираться в зимовье со своими стадами. От других степных народов отличаются они тем, что зимою живут в избах, на корм скоту косят сено и вьют стога возле больших дерев. Дома их обыкновенно малы, и в избах так же, как у татар, сделаны широкие лавки. Но вместо татарской печи обыкновенно стоит камин по правую сторону от дверей, который по-башкирски называется «чувал». Такой камин сделан наподобие цилиндра, вверху к трубе сужен, а внизу чело вышиной с человека. Основа камина состоит из жердей и хвороста, которые хорошо обмазаны глиной. В камин кладут длинные поленья стоймя. Подле него сделан шесток, на котором поставлен котел для варки кушанья, приделана труба для дыма. Главная домашняя посуда всегда полна кислым молоком. Пока скотина дает молоко и есть мед в запасах, башкиры живут весело и не употребляют никаких других напитков, кроме кислого молока, который ставят на меде. Зимою и в поездках они едят маленькие колобки, сделанные из переквашенного молока и в дыму засушенного сыра. Башкиры называют его «крут». Крут они растирают и мочат в воде. Получается кислый напиток. Обыкновенно их кушанье состоит из жидкой похлебки. Хлеба сеют столь мало, что им не хватает на собственное пропитание. Паллас, описывая женское башкирское одеяние, говорит о прядении и ткачестве, характеризует процедуру получения ниток из «простой большой кропивы» и из стеблей дикорастущей и «сеяной» конопли.

На подходе к чувашской деревне Уральской (Старая Уралка) он обращает внимание на лежащий поперек пути «высокий горный хребет» – сегодня эта возвышенность известна как хребет Накас. В верховьях речки Санзы (река Сандин в районе нынешнего села Маячного) Паллас осмотрел гипсовую гору с выходами селенитной слюды (селенита), посетил «рудокопи», где в слоях песчаного шифера (песчаного сланца) обнаружил «несказанное множество окаменелого дерева», а также «превеликую жилу хорошей медной руды». У Бугульшанской слободы (Бугульчан) экспедиция вышла к реке Белой. Путешественник говорит о быстроте течения и многоводности Белой, уровень которой «умножился».

Наблюдения Палласа являются важным историческим источником, который раскрывает суть жизни башкир в 18 веке.

 

Автор:Валентина Мукасеева