Все новости
Общество
19 Июля 2019, 13:25

Все поля цветов отдала б для мамы…

Недавно в нашей семье случилось большое горе. Умерла наша дорогая мама, Евдокия Маркеловна Воронина.

Недавно в нашей семье случилось большое горе. Умерла наша дорогая мама, Евдокия Маркеловна Воронина.


Незадолго перед этим у нее случился ишемический инсульт, и хотя ей была оказана необходимая медицинская помощь и наблюдалось значительное улучшение, маме вновь стало хуже и спасти ее уже не смогли.

Мы, сестры Валентина Максимова, Светлана Батманова и двоюродная сестра Неля Мурашова – пережили поистине страшные минуты, когда пришлось серьезно бороться за жизнь нашего самого родного человека. И, к сожалению, мы боролись не только с самой болезнью, но и со сложившимся предвзятым отношением у некоторых конкретных медиков к лечению пожилых людей. Вот этими переживаниями и личным горьким опытом я не могу не поделиться.


Сразу замечу, что поначалу мы не оказались один на один со своей бедой, а встретили совершенно неформальное отношение в неврологическом отделении Кумертауской больницы. Огромное спасибо от всей нашей семьи заведующей неврологией Лилии Хасановой – как специалисту и как человеку. Она не только предприняла все необходимое, чтобы вывести маму из кризисного состояния, но и морально, психологически поддержала нас.

Лилия Мусавировна отнеслась к нам со всем вниманием, объясняла ход лечения и ни разу не сказала, как иные: «Ну, что вы хотите, у нее возраст, ваша мама пожила свое, ничего уже не поделать…» Наоборот, она подчеркивала в общении, что мамин возраст – 83 года – это не предел, что по ее мнению, каждый больной имеет право на жизнь и максимум усилий для его спасения.

И даже после того, как маму перевели на реабилитацию в терапевтическое отделение, этот замечательный врач продолжала «курировать» свою пациентку, навещала ее, осматривала, подбадривала и давала советы. Огромное спасибо вам, Лилия Мусавировна, за ваши неравнодушие и душевное тепло, без которых не обойтись в лечении тяжелых больных!

К сожалению, не все врачи относятся к пожилым людям с теми же вниманием и заботой. В терапии у мамы неожиданно случилось резкое ухудшение: упало давление, возникла мерцательная аритмия, она впала в бессознательное состояние. Поскольку мы с сестрами постоянно дежурили у ее постели, то настояли на приглашении реаниматолога. Он пришел, осмотрел маму и отказался забрать ее в реанимационное отделение, объяснив, что «хронических больных мы не берем, да и возраст уже…»

Мне пришлось лично обратиться к исполняющему обязанности заведующего реанимацией. Я принесла ему написанное от руки заявление с просьбой принять маму на лечение либо обосновать отказ в письменной форме. Только моя настойчивость заставила медиков пойти навстречу. Маму на реанимобиле, подключив к системам жизнеобеспечения, доставили в реанимационное отделение. Нас туда, конечно, не допускали.

Но мы были уверены, что мама под присмотром, ей оказывается необходимая помощь… Однако уже на второй день ее вновь перевели в терапию. Спасибо заведующей терапевтическим отделением Анне Владимировне Мельниковой, она была рядом, старалась оказать помощь, однако через несколько часов мама умерла.

Я специально не называю имен тех врачей, кто говорил мне горькие слова о мамином возрасте и невозможности ее вылечить. Я понимаю, что подобное отношение медиков обосновано их богатым опытом и наша мама для них – всего лишь одна из многочисленных пациентов. Говорить родным в глаза, что «ваша мама пожила», конечно, недопустимо, но за это нам задним числом были принесены извинения, и мы их приняли.

И однако же меня не оставляет мысль о том, что если бы маму перевели в реанимацию хотя бы на час раньше, если бы ее не выписали оттуда слишком быстро (видимо, не была должным образом оценена тяжесть состояния), если бы вовремя предприняли все необходимые усилия, то возможно, она бы была жива! Мама прожила долгую нелегкую жизнь, была прекрасной женщиной, большой труженицей, она заслуживала лучшего к себе отношения! Что, если она могла выкарабкаться, прийти в стабильное состояние и еще несколько лет побыть рядом с нами? Ведь для нас она единственная и незаменимая, она нам была так нужна! Мы старались, но не смогли удержать ее, она ушла от нас…

Надеюсь, что кто-то, прочитав мое письмо, задумается о том, как поддержать своих родителей, пока они живы, а кому-то все сказанное послужит предостережением от пренебрежительного отношения к пожилым людям… А завершить это письмо мне хочется строчками из песни, что трогает меня до глубины души: «Берегите дети матерей, берегите маму от дождей, берегите маму от грозы, берегите маму от слезы… Подарите мамам солнце луч, подарите небо им без туч, подарите счастье без границ, подарите мамам пенье птиц. Все поля цветов отдайте им – мамам любимым, дорогим…»

С. Батманова


Читайте нас: