Все новости
Общество
7 Мая 2019, 10:46

«Наша Галя»

Судьба не баловала Гульсум Зиннуровну Игликову, впрочем, как и многих, рожденных в 30-е годы прошлого века. Это поколение, не познавшее радости детства, поломанного войной. Гульсум родилась в деревне Каскиново Кугарчинского района единственной дочерью в многодетной семье. Едва девочке исполнился год, семью раскулачили.

Судьба не баловала Гульсум Зиннуровну Игликову, впрочем, как и многих, рожденных в 30-е годы прошлого века. Это поколение, не познавшее радости детства, поломанного войной. Гульсум родилась в деревне Каскиново Кугарчинского района единственной дочерью в многодетной семье. Едва девочке исполнился год, семью раскулачили.


«Мы не были богатыми, – рассказывает об этой странице истории семьи моя собеседница. – В семье росли трое племянников отца, дети его сестры. Злые языки стали поговаривать, что отец заставляет работать сирот, что и стало поводом к раскулачиванию. Мои предки – выходцы из Казани, так что в деревне мы были пришлыми. Видимо, и это сыграло роковую роль, ведь никто не хотел раскулачивать родню». Семью переселили в баню, скотину передали в колхоз, а имущество разделили среди бедноты. Вскоре от голода умер дедушка, мама и брат 1925 года рождения были при смерти. Чтобы девочка не умерла от голода, мама кормила ее грудью до самого рождения младшего брата. Бабушка, человек грамотный, в свое время преподававшая арабский язык в медресе, взяла заботы о семье на себя. Раздобыв еды, она выходила мать и внука.


Когда девочке исполнилось пять лет, умер отец. Мать устроилась в колхоз. За ней закрепили 38 коров. Их нужно было доить, молоко сепарировать, зимой на себе носить корма, колоть на речке лед, чтобы напоить. Через год родились 38 телят. К осени всех их мать передала скотникам на выпас. За высокие показатели в работе колхоз выделил семье небольшой сруб, ставший домом. Благоустраивали его все вместе: поставили небольшую печь, настелили нары.

Уже летом 1941 года девятилетняя девочка работала в колхозе на прополке зерновых. Приехал бригадир и объявил, что фашисты напали на нашу Родину. Враг рвется к Москве, уничтожая все на своем пути, не жалея стариков, женщин и детей. Мужчины подались в военкомат, а уже через пару недель стали приходить похоронки.
Братья Гульсум были призваны на фронт. Старший брат, до этого три года служивший на Дальнем Востоке, прислал весточку, что едет на войну. Больше о нем ничего не известно. Братья искали, сама занималась поисками, но тщетно. Долго не было вестей и от других братьев. В 1943 году пришла похоронка на второго брата, но пятнадцатилетний почтальон не стал её отдавать в семью, где должен был уйти на фронт еще один сын, а передал соседям. «Прощание до сих пор перед глазами, – вытирая слезы, рассказывает наша героиня. – Вся деревня провожала брата на войну. Напоследок он помахал фуражкой, обнял нас и уехал. Это была последняя встреча…»


Трудно ли было? Невероятно. Изнурительная работа в колхозе, под главным лозунгом «Все для фронта, все для победы!», не оставила места для учебы. Девочка, окончившая всего два класса, целыми днями работала ради великой цели. Только после победы четырнадцатилетняя девушка вместе с ровесниками сдала экзамены в пятый класс школы деревни Саньяп. Из 39 детей семилетку окончили лишь трое.

1948 год был неурожайным: ни картошки, ни зерна. Был голод, потому мама уговаривала дочь остаться в колхозе, но она хотела учиться. Дядя, увидев слезы, отправил Гульсум в узбекский город Шахрисабс. Однако, чтобы продолжить обучение, нужно было изучать узбекский язык, трудно дававшийся девушке. Тем не менее, окончив школу с похвальным листом, она поступила в Каршинскую фельдшерско-акушерскую школу, по окончании которой стала работать фельдшером на два совхоза.

Через шесть лет Гульсум Зиннуровна приехала в отпуск. Мама, обрадованная приездом дочери, не захотела отпускать её обратно. Поддавшись на уговоры, наша героиня стала работать в фельдшерско-акушерском пункте деревни Саньяп, обслуживала семь деревень. В 1955 году уже с мужем приехала в Кумертау и стала заведующей здравпунктом. Под её неусыпным контролем находились поселки Веселый, Пионерка и Нахаловка, располагавшиеся на территории нынешнего разреза. Приходилось в одиночку справляться с инфекционными заболеваниями и различными травмами. А когда открылся приемный покой городской больницы, Игликова заменяла здесь и акушера-гинеколога, и терапевта, и травматолога, словом, была специалистом широкого профиля. 35 лет проработала она в горбольнице, 22 года – на брикетной фабрике. В 1986 году вышла на пенсию, но работу не оставила, еще шесть лет была диспетчером на станции «Скорой помощи». «Наша Галя» – так называли её многочисленные пациенты за чуткое и внимательное к ним отношение, за большое и открытое сердце.

Гульсум Зиннуровна вырастила троих детей, безмерно гордится своими внуками, их у нее пятеро, и тремя правнуками. Они, в свою очередь, с нетерпением ждут встреч с самым близким, самым любимым и самым добрым человеком на свете!




Читайте нас: