Все новости
Общество
10 Июля 2018, 11:28

Мир Валерия Самоделкина

На днях увидела свет книга Валерия Самоделкина «Зарницы». В предисловии к ней Закир Акберов, член Союза писателей РФ и РБ, пишет: «Каков же мир Валерия Самоделкина? И чем отличается он от мира других среднестатистических мужчин нашего поколения, родившихся в 50-х годах прошлого века? Кажется, ничем. Школа, завод, служба в ар­мии, вуз, завод... Многие из нас прошли в жизни примерно такой или подобный путь. Многое пережито. С годами память об этих событиях тускнеет, а многое и забывается напрочь.

На днях увидела свет книга Валерия Самоделкина «Зарницы». В предисловии к ней Закир Акберов, член Союза писателей РФ и РБ, пишет: «Каков же мир Валерия Самоделкина? И чем отличается он от мира других среднестатистических мужчин нашего поколения, родившихся в 50-х годах прошлого века? Кажется, ничем. Школа, завод, служба в ар­мии, вуз, завод... Многие из нас прошли в жизни примерно такой или подобный путь. Многое пережито. С годами память об этих событиях тускнеет, а многое и забывается напрочь.


У Валерия Петровича не совсем так. Память о пережитых событиях пятидесяти-, сорокалетней давности свежа, как будто они происходили только вчера. И это не самое главное. Он письменно умеет излагать их так инте­ресно, что, начав читать его рассказы, трудно ото­рваться. А это уже называется писательским даром.

Вчера я взял в руки рукопись небольшой книги Валерия Самоделкина и сам толком не понял, как погрузился в его мир, в его чувства и ощущения в разных жизненных перипетиях. Появление семнадцатилетнего паренька на крупном предприятии в качестве ученика фрезеровщика, его сомнения, первый неудачный опыт, первая получившаяся деталь, гордость за неё. Уроки дяди Бориса...


В рассказах «Утро», «Развод» – флотская жизнь, привыкание под руководством «Железного Феликса», как прозвали моряки заместителя командира части по строевой подготовке, к строгим законам и правилам военной службы.


Уроки, полученные от родителей, занимают особое ме­сто в рассказах. Мать главного героя, вернувшегося с воен­ной службы, поставила на стол роскошное угощение. Ни­кто другой не готовил такую выпечку — пышную, аромат­ную, вкусную. Почему у неё всё так замечательно получа­ется? Она скромно отвечала: «Да никакого секрета здесь нет. Просто не нужно спешить, суетиться, а делать всё с душой и молитвой. Вот и весь секрет...» Автор даёт понять, что урок матери пригодился ему не только в ку­линарных делах. По жизни надо идти не спеша, без суе­ты, с душой и молитвой. Отношение автора к право­славным ценностям, может быть, заложено было тогда, а может быть, гораздо раньше.


Пересказывать содержание книги – дело неблаго­дарное. Поэтому здесь я останавливаю свой обзор и ещё раз беру на себя смелость утвердить: книга удалась. Я рад, что прикоснулся к этому миру – миру Валерия Самоделкина, и сделал для себя поучительные открытия».


Сегодня мы публикуем один из рассказов этого сборника.



Валерий САМОДЕЛКИН

Уголёк счастья
Она спешила ему навстречу. Это происходило довольно часто, ранним утром, когда у них совпадали смены. Проходя мимо витрин магазинов, Она старалась заглянуть в каждую, чтобы посмотреть на себя со стороны и представить, какой Он увидит её сегодня. «Ничего, симпатичная», «Смотреть смотрите, а руками не трогайте». Она весело улыбнулась своим мыслям. И впрямь любовь делала её привлекательной. По-девичьи стройная фигура, весёлые лучистые глаза делали её моложе своих лет. Ей вспомнились где-то прочитанные строки о том, что каждый человек в своей жизни может найти уголёк счастья. Он должен беречь его, не дать ему потухнуть прежде времени. Она верила, что нашла свой уголёк счастья, и сейчас бережно несла его в сердце ему навстречу. Она привыкла мысленно разговаривать с тем, к кому спешила, и когда занималась домашними делами, и даже порой сочиняла стихи:


«Ты рядом, и всё прекрасно –

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный, за то,

Что ты есть на свете...»


Она решила, что обязательно прочтёт ему эти строки.


Он увидел её издалека, узнав в потоке людей, спешащих утром на работу, учёбу и по другим делам. Она шла, немного наклонившись вперёд. Нет, нет, не согнувшись, а именно слегка наклонившись, как бы разрезая расстояние, разделявшее их.


Правая рука кокетливо отмахивала в такт шагов, делая её походку очень милой. Она его тоже увидела и приветливо помахала рукой.


– Я уже иду!


Он раскинул руки, показывая, что готов обнять её. Это был их обычный утренний ритуал приветствия. Он веселил их, делая встречи немного игрой.


– Ну, как дела? Всё хорошо? – заглядывая в его смеющиеся глаза снизу вверх, весело спросила Она.


– Всё прекрасно! Смотри, какое сегодня небо, солн­це!


– Слушай, давай поделим мир: небо тебе –звёзды мне, море тебе – волны мне, или ещё лучше – всё тебе, а ты мне.


– Договорились?


– Я согласна.


От этого перекрестка им было по пути, в одну сторо­ну. Они шли рядом и говорили о всяких пустяках, осторожно обходя главное в их отношениях.


– Ты мне позвонишь сегодня? – спросила Она, глядя в его серые, немного печальные глаза.


– Постараюсь, знаешь, столько дел накопилось. Я, наверное, завтра уеду в командировку.


– Куда? Надолго? – её ресницы тревожно взлетели вверх, распахивая удивительно красивые карие глаза.


– Наверное, на неделю.


– Я буду ждать тебя.


Они ещё с минуту постояли, молча глядя друг другу в глаза.


– Всё будет хорошо. Не грусти, я буду часто тебе звонить и скоро приеду.


Мимо проходили знакомые и незнакомые люди, оглядываясь на них, но они их не замечали. Они были в этот миг одни во всей Вселенной. Уходя в разные стороны, туда, где их ждали дела, дневная суета, каждодневная привычная работа, каждый из них в своём сердце уносил уголёк счастья, который их согревал. Они нашли его.

Смогут ли они сохранить его как можно дольше, не погаснет ли он, превратившись в пепел, остыв от обыденности и не выдержав холода равнодушия эгоизма? Об этом они тогда не думали, да и не могли представить себе, что их уголёк счастья может когда-нибудь потухнуть.



Читайте нас: