Дом Закии Саетгалиевны Халитовой напоминает настоящую оранжерею: повсюду комнатные растения, причем некоторые – в несколько ярусов. Щебет птиц дополняет общую картину покоя и умиротворения. Сразу видно, что в этом доме любят красоту и стремятся к гармонии. «Цветы – это мое увлечение», – говорит хозяйка.
Родилась Закия апай в Кутлуюлово 65 лет назад, отец был комплексным бригадиром, поэтому своего дома у нашей героини не было, куда пошлет партия – туда семья и переезжала. Жили в совхозных домах, каждый раз благоустраивая новое жилище на свой манер. Наверное, оттуда, с самого раннего детства родилось стремление к красоте. В семье было семеро детей, главных помощников родителей.
«Мама долгое время болела раком, была лежачей, – делится наша героиня. – Когда мне исполнилось 12 лет, она покинула этот мир. Заботы о нас легли на плечи старших. Сестра Минжихан, к тому времени бывшая замужем, отдала меня в интернат села Ермолаево, где я окончила 8 классов. Решила поступить в Салаватское медицинское училище, но подруга не смогла сдать вступительный экзамен, поэтому вместе с ней вернулась домой, хотя директор училища настаивала, чтобы я осталась. Сестре сказала, что не прошла по конкурсу. Лишь через много лет я открыла ей правду. Доучивалась в Якшимбетово. После десятилетки устроилась на брикетную фабрику машинистом транспортных машин и механизмов, говоря проще, обслуживала конвейеры. Работала табельщицей, заведующей инструментальным складом».
Первый рабочий день особенно запомнился Закие Саетгалиевне. Ехала утром в автобусе и услышала за спиной голос: «Видно, только вчера гусей пасла девчушка, куда, интересно, направляется? Наверное, на работу…» Парни продолжали подтрунивать над Закией, а главный остряк Шакур даже не думал, что через пару лет станет её мужем.
Однажды молодых отправили на работу в Ермолаево на элеватор. Они договорились, что именно сегодня поедут в Кумертау подавать заявление в ЗАГС. Предупредив ребят, попросив их, чтобы «прикрыли», махнули через забор, а когда доехали до города, оказалось, что Закия забыла паспорт. Пришлось возвращаться ни с чем, а заявление подать в следующий раз. В сентябре 1974 года молодые расписались. Вырастили двоих детей, сейчас у них три внука, две внучки, правнук и правнучка. «Идем впереди планеты всей», – шутят Халитовы.
28 лет трудилась Закия апай на родном производстве. Однажды хотела перевестись на «Искру», ближе к мужу, написала заявление на увольнение, но, придя на проходную завода, поняла, что не сможет без «брикетки», её особой атмосферы и людей, которые стали за много лет родными. А когда пришла в отдел кадров брикетной фабрики, инспектор с улыбкой сказала: «Тебя предупреждали, что вернешься? Поэтому увольнение я не оформляла. Иди, работай!». «Хорошее было предприятие, большое. Мы стали одной большой семьей, – рассказывает Закия апай. – Раньше рабочего человека уважали, профком работал, обеспечивал путевками в санатории и детские лагеря, была уверенность в завтрашнем дне. Жаль, что недальновидные люди одним росчерком пера порушили целую отрасль, на которой трудились столько человек! Каждый раз, проезжая мимо, я плакала, очень было жаль родную «брикетку», растасканную по кусочкам».
«Мне по жизни везло на хороших людей, – продолжает моя собеседница. – Сестра всегда понимала, её муж Гариф (земля ему пухом) заменил отца, на работе окружали добрые и отзывчивые коллеги и руководство. Зять, без преувеличения, стал сыном, а самым главным человеком стал супруг, который является опорой и поддержкой».
На вопрос о планах, Закия Саетгалиевна стала перечислять: посадить огород, помочь дочери с зятем, живущим в деревне, по хозяйству, нянчиться с внуками и правнуками, словом, каждодневные заботы счастливого человека, не привыкшего сидеть без дела.
Фото из архива З. Халитовой.