Сегодня наша страна отмечает Татьянин день – праздник религиозный и светский одновременно. В православном календаре 25 января почитают память мученицы Татианы Римской, а для большинства из нас, независимо от вероисповедания, возраста и других различий, – это День российского студенчества.
Своё новое значение этот день получил в 1755 году, когда императрица Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении в Москве университета из двух гимназий». Проект учебного заведения был разработан Михаилом Ломоносовым, а попечителем выступал граф Шувалов. Университетскую церковь освятили в честь мученицы Татианы. С этих пор святая считается покровительницей студенчества.
Газета «Кумертауское время» решила отметить Татьянин день необычной подборкой откровений горожан, которые уже состоялись как профи, заслужили общественное уважение и признание и нежно хранят воспоминания о том замечательном времени, когда они были студентами, молодыми и беспокойными, с открытыми и горячими сердцами.
Взгляните на фото наших героев тех незабываемых лет: ну разве они не прекрасны?
Как ни крути, а звание студента, оно по жизни многое дает!
Олег Фролов, заместитель управляющего директора по персоналу и социальному развитию КумАПП:
– Моя студенческая жизнь включает несколько больших этапов: сначала учёба в Кумертауском горном колледже по специальности «Ремонт автомобилей и двигателей»; потом в Оренбургском госуниверситете на транспортном факультете; затем в Кумертауском филиале ОГУ получил ещё одну специальность – «Экономика»; плюс обучение муниципальному управлению в инновационном центре «Сколково» в Москве; и, наконец, освоение программы Высшей школы управления в БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы в Уфе.
Конечно, наиболее насыщенными и увлекательными были годы учёбы в Оренбурге. Там училось много приезжих ребят, в том числе из Кумертау – мы старались держаться вместе, дружной командой. Жили на съёмной квартире, собирались весёлой компанией, ходили купаться и загорать на Урал, вечерами бегали на дискотеки. Конечно, учёба всегда была на первом месте. Вообще, я всегда больше дружил с техникой, мне по душе точные дисциплины. Поэтому активно участвовал в различных научных конференциях, тематических мероприятиях, КВНах. Дружил со спортом: в университете часто проводились соревнования по волейболу, футболу, спартакиады в виде эстафет.
Что особенно запомнилось? Помню, как в студенческом стройотряде мы помогали строить новое здание научной библиотеки – сегодня это самое высокое здание в Оренбурге, очень красивое, в стиле ампир. Ещё помогали сооружать корпус нового общежития. Так что есть что вспомнить из времён прекрасной юности!
Лилия Абзалилова, главный редактор газеты «Кумертауское время»:
– Самое яркое событие моей студенческой жизни, запомнившееся до мелочей, конечно же, «яростный стройотряд». Тогда, в те последние годы советской жизни страны, перестройки и гласности, тысячи студентов разъезжались летом по всей стране и что-то строили, ремонтировали, собирали, убирали, сопровождали пассажиров в поездах, и даже воспитывали детишек в пионерлагерях. Причём рвалась молодежь в стройотряд не только из-за денег, но и из-за самой атмосферы, царящей там: веселья, романтики и свободы.
Я была в стройотряде однажды в 1987 году, после второго курса Башгосуниверситета. Больше не получилось, так как позже у нас была обязательная летняя практика в редакциях. На мою долю выпало строительство двухквартирного коттеджа в шахтерском поселке Бурибае, что в Хайбуллинском районе. Это был наш основной объект. Мне, как командиру стройотряда, удалось договориться с руководством местного горно-обогатительного комбината еще на дополнительный объект – ремонт рабочей столовой и гостиницы. Сделала я это для того, чтобы побольше заработать, ведь степень толковости командира отряда определялась суммой денег в руках бойцов отряда в последний день лета. Уж очень хотелось быть толковой!
Целый день носилки с раствором, разгрузка машин с кирпичом, кладка стен, штукатурка. Уставшие к концу дня, мы еле добирались до рабочего общежития с единой мыслью не шевелиться до утра. Но буквально уже через час начиналось веселье. Откуда только силы брались: танцы до утра в местном клубе, песни под гитару, волейбол, прогулки под луной. Случалось, что эту идиллию нарушали драки наших ребят с местными, которых, как бабочек на огонь, тянуло к нашим девчонкам.
Заработали мы большие деньги, по 600 рублей в среднем, это примерно 17 стипендий.
В память о незабываемом стройотрядовском лете до сих пор храню командирскую куртку, исписанную пожеланиями, номерами телефонов, обвешанную значками, в которой в последний день лета 1987 года я гордо вышагивала по перрону уфимского железнодорожного вокзала, ловя завистливые взгляды ровесниц.
Позже я узнавала: наш коттедж стоит, он очень теплый, жильцы, живущие в нем, довольны.
Светлана Гирш, главный архитектор городской администрации:
– В студенческие годы я познакомилась со многими отличными людьми, с которыми по сей день поддерживаю тёплые отношения. Несмотря на то, что учиться было не просто, о техникуме у меня остались приятные воспоминания. Проводились различные мероприятия: конкурсы, концерты, олимпиады, посевная, уборка картошки, свеклы… Все четыре года учёбы мы не скучали.
Теперь на встречах с одногруппниками мы часто вспоминаем преподавателей, занятия, экзамены, разные случаи, которые надолго останутся в нашей памяти. Обучаясь, я прошла шикарную практику на предприятии, где многое стало понятным. Важно также сказать, что учёба в техникуме научила меня дисциплине, ведь нельзя было опаздывать на занятия ни на минуту.
Галия Мукминова, педагог-психолог Центра социально-психологической помощи семье и детям «Откровение»:
– Моё первое профессиональное образование не связано с психологией. По настоянию родителей я поступила в Салаватское музыкальное училище (ныне это колледж) по специальности «Хоровое дирижирование» (я окончила музыкальную школу в Казахстане по классу фортепиано). Родители были убеждены, что музыкант – «очень женская профессия»: тяжести не таскаешь, а всегда красивая и все тобой восхищаются. Знали бы они, как трудно нам, студентам музучилища, будет в учении! Тотальная занятость с восьми часов утра до восьми вечера. Кроме того, инструменты были в дефиците, поэтому, чтобы позаниматься, мы записывались в очередь либо на раннее утро, либо на вечер. И зачастую приходилось вставать в 5 утра и пешком с товарищами идти через полгорода от своего студенческого общежития до училища. Так что недосып – моё самое жесткое воспоминание о той студенческой поре.
Да, на самом деле было весело и незабываемо. Студенты же, как правило, не прочь подзаработать, и наши «народники» ходили по свадьбам с баяном, а «духовики» – по похоронам и всегда возвращались не с пустыми руками, и это был праздник для всех товарищей-соседей!