Все новости

О войне он много не рассказывал

Наш отец, Григорий Прокофьевич Гурьянов, редко рассказывал о фронтовой жизни, лишь годы спустя по наградным листам дети и внуки узнали о его героическом боевом пути.

Наш отец, Григорий Прокофьевич Гурьянов, редко рассказывал о фронтовой жизни, лишь годы спустя по наградным листам дети и внуки узнали о его героическом боевом пути.

Всё, что у нас осталось на память о нём, это немногочисленные фотографии и награды. Ушел он от нас в 1968 году, и было ему всего неполных 57 лет. Выпавшие на его долю тяжелые физические испытания – холод, простуда, недоедание, недосы­пание, долгие дальние переходы – подорвали его здоровье.

Одно из его воспоминаний – о том, как в декабре 1941 года всех мучил студёный, трескучий мороз. Бойцы его отделения связи в открытом поле прокла­дывали проводную телефонную связь. Огонь врага не давал им возможности передвигаться на ногах, поэтому ползком, по-пластунски, они преодолевали заснеженные поля. Предохраняясь от окоченения, зарывались в снег. Сухой паёк получили только на один день, а в поле провели аж четверо суток. Помощи не было. Ели все, что казалось съедобным. Так и выжили. Папа шутил, мол, тогда солдаты вели себя, как лисы, а то и как лошади на тебеневке.

Наш папа родился в 1911 году в деревне Покровке Федоровского района. Рано остался без отца, и для того чтобы помогать семье, едва окончив начальную школу, начал работать. Четыре года батрачил. Но ничуть не сожалел о тех годах, а даже называл их школой жизни. Научился на лету схватывать смысл чужих слов и мыслей, стал проворным, смекалистым и трудолюбивым. В 16 лет он начал руководить бригадой в сельхозартели.

На красноармейскую службу его призвали в ноябре 1933 года и зачислили курсантом Бобруйского военно-пехотного училища. После его окончания с декабря 1934 года по декабрь 1935-го служил командиром отделения.
Тогда в армии в Григории проявился настоящий дар руководителя. После демобилизации его назначают бригадиром в колхозе, а 22 декабря 1937 года избирают председателем Покровского сельсовета.
Предвоенные годы оставили в памяти старожилов хорошие воспоминания. Колхозы окрепли, сельчане стали жить лучше, начали перестраивать дома. Советская власть старалась для людей.

Но начавшаяся война круто изменила судьбы сельчан. Всё, что они нажили, постепенно ушло на обеспечение фронта. А отца после получения повестки из военкомата освободили от должности 20 августа 1941 года. И он, как говорил, прямым ходом попал на Западный фронт, в 1086-й стрелковый полк 323-й дивизии, стал командиром отделения связи. После разгрома немецких войск под Москвой ему присвоили первое офицерское звание. Впоследствии командо­вал взводом, ротой, батальоном. В составе войск Первого Белорусского фронта штурмовал Берлин.

Сейчас, в связи с переводом материалов Центрального архива Вооружённых сил в цифровой формат, стало проще находить нужные сведения о бойцах. Так и мы, спустя десятки лет, смогли узнать, какие подвиги совершил наш отец на фронте.

В представлении к ордену Красной Звезды говорится: «Товарищ Гурьянов с 25 ноября 1943 года командир 442-й отдельной роты связи. Под его руководством рота связи показала свою боеспособность. В бою
1 марта 1944 года связисты роты под ураганным огнем противника обеспечивали связь командования дивизии. В прошедших боях дивизии товарищ Гурьянов показал образец работы командира-связиста».

Первым орденом Отечественной войны II степени старший лейтенант Гурьянов был награжден в 1944 году. При прорыве обороны противника с 23 по 28 июня 1944 года на реке Друть в ходе дальнейшего наступления он образцово расставил силы, обеспечив непрерывную связь с частями дивизии и частями усиления. Лично сам неоднократно выезжал на боевые линии, подвергаясь артиллерийскому минометному и пулеметному обстрелу, а также бомбежке с воздуха.

Второй орден Отечественной войны II степени Григорий Прокофьевич, командир 780-го отдельного батальона связи, заслужил в боях при прорыве вражеской обороны немцев за рекой Вислой. В условиях сложной обстановки в районе города Усполова Гурьянов под огнем противника лично дал проводную связь полкам, отражающим контратаки противника. Вся система связи по обеспечению управлением дивизии работала четко и бесперебойно. «Мужество, настойчивость и хорошие организаторские способности товарища Гурьянова обеспечили нормальное управление командования дивизии с наступающими частями», сказано в наградном листе.

Ордена Красного Знамени наш отец был удостоен в апреле 1945 года. Гурьянов под сильным огнем противника руководил организацией проводной связи через реку Одер. Мост через реку был разбит огнем противника, одновременно была повреждена связь. Приходилось пользоваться плотами и лодками. Лодки захлебывались водой от пробоин вражеских снарядов. Командир, находясь на одной из лодок, личным примером воодушевлял связистов на выполнение задания. Весь период наступательных боев находился с передовой оперативной группой. Связь командования дивизии с наступающими стрелковыми полками за все время апрельских боев работала бесперебойно, чем было обеспечено нормальное управление с наступающими частями.

Были у отца и другие награды: орден Отечественной войны первой степени, медали «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Вернулся отец домой лишь в 1946 году в звании майора.

После возвращения на родину Григория Прокофьевича в 1947 году вновь избрали председателем Покровского сельсовета. С 1950 года он руководил местным колхозом имени Маленкова. Потом возглавлял исполком сельсовета, затем работал председателем Теняевского сельпо, бригадиром комплексной бригады колхоза «Дружба». 14 марта 1966 года сельчане вновь доверили ему должность председателя сельсовета. Летом этого же года он перенёс первую хирургическую операцию. Его здоровье резко ухудшилось, и 15 декабря он вышел на пенсию. Ему назначили персональную пенсию союзного значения. Вскрылись все простудные болезни, приобретённые им на полях сражений. Врачи были бессильны перед их натиском. 28 мая 1968 года отец ушёл из жизни.

Отец очень любил свою малую родину. С его слов знаем, что в Московском военном округе ему предсказывали хорошую карьеру, предлагали привезти семью. Он отказался, решив, что в родной деревне, подавленной военной разрухой, он принесёт больше пользы, разделит все тяжести с односельчанами. Свою преданность малой родине он выразил вот таким поступком.

Читайте нас: