В годовщину празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы подобрали несколько интересных и малоизвестных фактов о вкладе наших жителей в дело Победы.
1. Республика дала фронту 700 тысяч воинов. Вернулась половина
Вечером 22 июня 1941 года возле уфимского клуба «Ударник» прошел митинг, на который собрались более 10 тысяч человек. Председатель Башкирского обкома партии Георгий Дорофеев рассказал о бандитском нападении Германии на СССР. В первые же дни тысячи мужчин подали заявления, чтобы уйти на фронт. Кто не мог воевать, записывался в трудовую армию. С осени начиналось обучение: на территории республики работали подразделения по подготовке истребителей танков, автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков, кавалеристов, снайперов, связистов. Всего в годы войны из городов и районов Башкирии на фронт ушли более 700 тысяч человек. Из них около 300 тысяч, то есть почти половина, погибли, а почти 50 тысяч вернулись инвалидами.
2. 200 тысяч солдат и офицеров наградили орденами и медалями
Уроженцы Башкирии воевали на всех фронтах. 200 тысяч из них, или почти каждый третий, так или иначе проявили себя в боях и получили ордена и медали. Из них 278 человек стали Героями Советского Союза, а 35 человек — полными кавалерами ордена Славы. Среди самых известных — Александр Матросов (Учалинский район), Миннигали Губайдуллин (Миякинский район) и Григорий Овчинников (Бирский район), закрывшие своим телом вражескую амбразуру, пилот Муса Гареев (Илишевский район), совершивший около 250 боевых вылетов и получивший высокое звание Героя дважды, один из водрузивших Красное знамя на купол рейхстага Гази Загитов (Мишкинский район), Даян Мурзин — «черный генерал» партизанского движения, которого объявил личным врагом сам Гитлер (Бакалинский район), легендарный учитель математики Ахат Ахметьянов, ставший самым метким снайпером Советской армии (Ишимбайский район), и, конечно же, генерал Минигали Шаймуратов (Кармаскалинский район), чья кавалерийская дивизия стала одной из самых «геройских».
3. В Башкирию эвакуировали сотни заводов
Во время войны в республику со всей страны эвакуировали сотни промышленных предприятий, выпускающих продукцию для нужд фронта. Вместе со станками в города и районы прибывали рабочие и специалисты с семьями. Всего в республику эвакуировали 247 тысяч человек. Основная их часть после окончания войны осталась тут жить.
Так в Уфе заработали УМПО и паровозоремонтный завод, спичечная фабрика, лакокрасочные производства, стали выпускать соляную кислоту, соду, хлор, хлорбензол и многое-многое другое. В Стерлитамаке — содовый, цементный и спиртзаводы, в Белорецке — канатное производство, в Белебее — сахарный завод, в Ишимбае — завод насосов.
В первые же дни войны ушедших на фронт рабочих заменили пенсионеры, женщины и дети подросткового возраста. К примеру, на Белорецком металлургическом комбинате женщины составляли 60% от общего числа рабочих, а на Миндякской золотодобывающей фабрике женщин было около 80%. Они работали также трактористами, комбайнерами, водителями, председателями колхозов и бригадирами. Потому что без титанического труда сельчан, дававшего стране зерно, картофель, мясо, армия и тыл просто умерли бы с голоду.
4. В Башкортостане готовили президентов и супершпионов
Осенью 1941 года в Уфу эвакуировали Исполнительный комитет Коммунистического интернационала — Коминтерна, который сыграл важную роль в борьбе с идеологией нацизма, а позже — в организации сопротивления агрессии Германии и ее союзников. Вместе с ним для «идеологической работы» привезли видных деятелей коммунистического движения. Это и итальянский коммунист Пальмиро Тольятти (именем которого впоследствии назвали город в Самарской области), и будущий национальный лидер Болгарии Георгий Димитров, и будущий президент Чехословакии Готвальд Клемент. Первое время их тщательно скрывали от посторонних глаз, поскольку их пребывание в Уфе было засекречено, но разве можно что-нибудь утаить от сарафанного радио? Вскоре инкогнито было нарушено: 7 марта 1942 года на митинге в честь Международного женского дня перед участниками демонстрации выступила сама Долорес Ибаррури — культовая тогда фигура испанского и международного коммунистического движения, которая с 1960 года и до конца жизни возглавляла Коммунистическую партию Испании.
Мало кто знает, что в селе Кушнаренково в годы Великой Отечественной войны действовала сверхсекретная школа для разведчиков. Под нее отдали здание усадьбы Топорниных, где после революции располагался детский дом.
О качестве обучения в Кушнаренковской диверсионной школе говорит тот факт, что в ее стенах получил подготовку самый эффективный разведчик «Штази» (министерства госбезопасности ГДР) Маркус Вольф. В послевоенные годы он преданно служил своей стране: в 1958 году Вольфа назначили начальником главного управления «Штази», и он превратил ведомство в одну из самых сильных разведок мира, показав себя ярым антифашистом.
В небольшом музее сельскохозяйственного колледжа Кушнаренково даже сохранились книги, по которым занимались разведчики. Правда, настоящих имен вы в них не увидите — только псевдонимы.
«Испанская семья молодая и их мальчик Хосе маленький, двухлетний, с которым просили посидеть местную девушку. А родители в это время изучали как раз то, что им требовалось. И вот эта нянечка, она говорила, когда они уезжали на пароходе, она плакала, потому что так она к этому мальчику привыкла», — приводит воспоминания местных жителей известный телеведущий и историк Сергей Брилев в своей статье «Англо-советская операция «Оранж» 1943 г.: испанский и башкирский след».
5. Радио из Уфы вещало на весь мир
Знаменитая сводка с фронтов, которая звучала из всех репродукторов страны голосом Левитана, проходила через уфимскую телевышку в деревне Глумилино под Уфой (сейчас на этом месте торговый комплекс «Планета» и жилые дома). Вышка сооружалась в условиях строжайшей секретности. Рабочие, которые рыли котлованы и монтировали конструкции, до последнего не знали, что именно они возводят. Добровольцы считали, что копают траншеи для обычного телефонного кабеля.
Каждый день революционеры Коминтерна выходили в радиоэфир с агитационными передачами, которые транслировались на 18 языках по всей Европе и долетали даже до Америки. Радиорубка располагалась в центре Уфы — там, где сейчас Главпочтамт.