В пещере Шульган-Таш, в проходной зоне под названием «Горло», были обнаружены так называемые «макароны». Это гравировки по мягкому субстрату, специальная особая техника, которой люди рисовали 17-20 тысяч лет тому назад, пояснили в Научно-производственном центре по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики. В беспорядочных на первый взгляд линиях обнаруживаются фигуры мамонтов.
«Рисунки охрой есть везде — в Финляндии, в Сибири, на Байкале, в Африке. А техника «макароны» известна только в южной Франции, провинции Дордонь. Как соотносятся рисунки в пещере Шульган-Таш с Францией? Мы имеем теперь свидетельство, четко подтверждающее общность культур, бытовавших в южной Франции и здесь, в Башкортостане. Изображения мамонтов в стилистической манере – палеолитические. Не перестаю удивляться: египетские пирамиды в сравнении с этими рисунками выглядят «мальчиками», а «Мона Лиза» еще «не родилась»! – прокомментировал ученый Алексей Солодейников.
В Бурзянском районе начались экспедиционные работы. Специалисты НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики под руководством научного сотрудника Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-таш», члена Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства Алексея Солодейникова системно будут изучать пещеру Шульган-Таш, проводить обмеры, фотографировать и описывать их. Акт технического состояния пещеры ляжет в основу номинационного досье для включения культурного объекта «Наскальная живопись пещеры «Шульган-Таш» в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В том же «Горле», где обнаружены «макароны», еще много неизученных тайн, отмечают эксперты.
«Такие находки на пустом месте не делаются. Нам помогли и французские коллеги, познакомившие нас с такими памятниками у себя. Есть участие и сибирских коллег, которые приезжают к нам и смотрят на Шульган-Таш другими глазами, – отмечает Алексей Солодейников. – «Горло» всегда было доступно туристам. Что на нем старое, что новое, – надеюсь, сможем определить. У нас две проблемы. Первое, определить, что сделано природой, что – человеком. Вторая проблема: это сделано вчера или 20 тысяч лет назад? Пока нашли два мамонта. Возможно, таких рисунков в «Горле» больше».
Как пещера, Шульган-Таш изучается уже давно, а с открытия рисунков эпохи палеолита, в связи с наскальной живописью, ее изучают 60 лет. Но, как говорит Алексей Солодейников, полной картины пещеры пока нет. Все описания, которые до этого были, морально устарели. Например, и комплексные исследования группы геолога Юрия Ляхницкого были проведены до расчистки пещеры от современных граффити.
«Пещера – живой организм. Нам важно изучить ее новое состояние. Здесь постоянно какие-то работы ведутся. Находятся новые рисунки. Спрятанные в себе материалы памятники природы отдают медленно. Мы только учимся работать с таким материалом. Сегодня владеем методами, о которых в свое время даже не мечтали. Опыт есть, с французским опытом знакомы», — говорит ученый.
Алексей Солодейников с пещерой Шульган-Таш знаком уже 20 лет. Отмечает красоту природы Башкортостана, богатую культуру башкир, за это время ознакомился и с эпосом «Урал-батыр». В работе с наскальной живописью ему помогает опыт профессионального фотографа. С начала этого года член Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства Алексей Солодейников по приглашению НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Башкортостана работает в составе группы, занимающейся подготовкой номинационного досье для ЮНЕСКО.