В обсуждении приняли участие представители научных сообществ, политологи и эксперты из разных регионов России и других стран.
Тон разговору задал модератор круглого стола руководитель аналитической службы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Юрий Шувалов. Он поблагодарил правительство Башкирии за организацию конференции и пообещал, что интеллектуальный потенциал республики будет включен в работу этой организации.
На системах коллективной безопасности в условиях гибридных войн заострила внимание участников советник — пресс-секретарь Секретариата ОДКБ Наталья Харитонова.
— Система коллективной безопасности существует в виде межправительственных организаций, но их будущее на нынешнем этапе является крайне дискуссионным. Сейчас происходят события, которые, казалось бы, можно было предотвратить усилиями международных организаций, но мы этого не видим. И вопрос адаптации этих систем к нынешним реалиям, а также будущего этих организаций, встает ребром, — отметила спикер.
Главной характеристикой современных конфликтов Наталья Харитонова назвала посягательство на суверенитет — наступательную стратегию, целью которой является лишение страны суверенитета в обмен на эфемерные гарантии безопасности. Решения принимаются в ущерб международному праву, а жертвы среди гражданского населения становятся не сопутствующими потерями, а целью. Еще одна характерная черта — полная оторванность элит от общества. Страны предпринимают против России коллективные действия, которые как бы усиливают их легитимность. При этом за свою безопасность они платят своим суверенитетом и экономикой, — пояснила спикер.
— Запад посягает на цивилизационный суверенитет России, а Россия его защищает. Причем ставка очень высока: Россия видит себя одним из мировых цивилизационных центров. Россия быстро перестраивается, а в отношениях с союзниками действует мягко, уважая их суверенитет, — подчеркнула Наталья Харитонова.
— Влияние — это возможность воздействовать на кого-то и подчинять его своей воле, оно может быть экономическим или силовым. Но есть еще одно понятие влияния — формирование правил игры. Оно более долгосрочное, на века и тысячелетия. Мы сегодня говорим о многополярности, и это результат того, что однополярный гегемон не справился со своей задачей. То, каким станет мир, закладывается сейчас. Если сама идея многополярности не будет сформирована, причем несколько в иных парадигмах, чем те, что есть сегодня, это перейдет в жесткую конкуренцию, жестокую битву между полюсами. Меняются и подходы к безопасности: те, которые были, уже не работают, но еще непонятно, какими они должны быть, — отметил член общественной палаты при Мажилисе парламента Республики Казахстан Айдархан Кусаинов.
Свою точку зрения также высказал учредитель и член совета международной ассоциации исследовательских агентств «Евразийский монитор» Игорь Задорин.
— Субъектом является тот, кто имеет три свойства: способность к осознанию своих целей, ресурсы и активность. Соединение этих трех компонентов делает субъектом страну или объединение стран. Есть ли у евразийского объединения общие цели, ресурсы и активность? Это большой вопрос. Но очевидно, что без такого рода интеграции и согласования общих целей, объединения ресурсов и активности нет той самой субъектности, — подчеркнул спикер.
Существуют институты, которые согласовывают цели в военно-политической или экономической области. Но все большее значение принимает третий компонент — гуманитарная интеграция.
— С той же Украиной, например, были серьезные хозяйственные связи, но как только произошел раскол в ценностях, все посыпалось. Поэтому гуманитарная интеграция приобретает все большее значение. Единой Европа стала, когда появилась общая идентичность: каждый осознал, что он европеец. И в Евразии тоже большое значение имеет понимание общей миссии. Но, как показывают исследования, мы не знаем стран, с которыми хотим жить вместе. Поэтому нужно создать центр, который будет заниматься изучением состояния общества в этих странах, — предложил Игорь Задорин.
Свое видение проблем на круглом столе также изложили ученые и эксперты Москвы, Кыргызстана, Беларуси и других стран. Были подняты вопросы политического лидерства, конструктивных отношений на евразийском пространстве, развития диалога России и Центральной Азии и другие.