Анне Сергеевне Ивановой 94 года, она прожила непростую жизнь, как и все её ровесники, на долю которых выпали
Великая Отечественная война и послевоенные трудные годы.
Ясный ум, чувство юмора и отменная, почти феноменальная память – вот что я увидела в этой пожилой женщине. Как вчерашний день она помнит всё, что пережила и полвека назад. Книги всегда были её спасением во все времена: читала всё, что попадало под руку, до сих пор не представляет себе ни дня без строчки.
Два часа беседы с Анной Сергеевной пролетели незаметно для меня. И с тех пор я часто задаю себе вопрос: кем бы могла стать одарённая такой памятью и мышлением, умная, прилежная девочка Аня, если бы не война? Может быть, стала профессором или сделала бы научное открытие. Но война танком прокатилась по судьбам миллионов людей, так и не дав молодым, талантливым, горящим идеями мальчикам и девочкам реализовать свой потенциал.
Когда началась война, Ане было 16. Выпускницы 7-го класса, услышав известие о нападении Германии на Родину, побежали в райком комсомола: возьмите нас на фронт! Тогда уже после 4-го класса дети (считал ли их кто-то детьми?) работали в колхозе. Но девушек направили в Актюбинский техникум железнодорожного транспорта. После ускоренного обучения трёх отличниц, в том числе и Анну, отправили в Оренбург, где она в составе военной комендатуры стала диспетчером по воинским перевозкам на железнодорожной станции.
Молодой техник движения 2-го ранга (а это младший начальствующий состав) в синей шинели с «молоточками» на погонах работала, бывало, подряд несколько суток, улучая возможность вздремнуть 30-40 минут между прибытием поездов. Усталость и голод были такими, что Аня падала в обморок. Как подарок случились десять суток гауптвахты, которые дали возможность девушке отоспаться. «Как я расстроилась, когда мнееё влепили, а оказалось, это чуть ли не курорт по сравнению с моей работой», – смеётся Анна Сергеевна.
На фронт родина отправляла танки, артиллерийские самоходки, знаменитая «катюша» тоже ехала на платформе, укрытая тентом. В основном технику везли в полусобранном виде, окончательно в боевую готовность приводили её ближе к линии фронта. Задача Анны Сергеевны была проверять один вагон за другим: все ли пломбы на месте, нет ли «больных» вагонов с выбоинами бандажа колёс. Однажды Анна, проходя вдоль состава, расслышала детские голоса: спрятавшись под тентом, двое мальчишек, девяти и семи лет, ехали на фронт воевать! «И как же вы будете немца бить, у вас же ружей нет? – спросил тогда наш комендант полковник Вяткин у снятых с поезда голодных вояк. – Давайте мы вас научим сначала, потом форму дадим, тогда и фашистов победить сможете!» Ну, отправили их, конечно, в детдом. А уж добровольцев постарше, самовольно едущих на фронт «зайцами», было несчитано.
После Победы Анна продолжала работать в том же режиме, только составы погнали не на запад, а на восток, на войну с Японией. Пометка: благодаря своей памяти Анна семизначные номера вагонов переписывала практически на ходу. В 1947 году с железных дорог сняли военное положение, но Анна долго ещё оставалась железнодорожницей. Пока в Кумертау судьба не связала её с шахтёрской промышленностью.
За всё время, что работала на железной дороге, пришлось испытать многое: за один и тот же поступок её сначала осудили, потом разобрались – наградили. Да вот все медали, грамоты, сетует Анна Сергеевна, сгорели в пожаре сразу после войны. Особенно дорог ей был нагрудный знак «Ударник сталинского призыва» – знак отличия именно советских железнодорожников. Когда приехала в 1948 году в Кумертау, пока ещё посёлок Бабай, восстанавливать документы не стала, здесь тогда и железной дороги-то не было. О будущем, о пенсии молодые супруги Ивановы не думали, хотелось работать, строить новый город. Муж Михаил, фронтовик, был родом из Бугульчана, уже больше 20-ти лет, как нет его в живых.
Здесь у Ивановых одна за другой родились три дочери Раиса, Людмила и Наталья, забот не счесть. Анна Сергеевна поначалу устроилась техничкой в «Башкиругль», потом работала табельщицей, потом до самой пенсии – в механическом цехе. Больше четверти века трудового стажа на одном из крупнейших тогда предприятий города. «Палочкой-выручалочкой» звали Анну Сергеевну за её трудолюбие и универсальность: и тяжёлую мужскую работу могла потянуть, и «бумажную». Трудовых наград и званий много. «Как нам не хочется вас отпускать!» – услышала Анна Сергеевна, увольняясь на заслуженный отдых. «И эта похвала для меня очень дорогого стоит, – подчёркивает Анна Сергеевна. – Я всегда и своим детям говорила: работайте так, чтобы вас ценили в коллективе и не говорили, что, слава Богу, наконец, ушла!»
Ещё один завет Анны Сергеевны своим внукам – читайте больше книг! Сама она любит исторические романы, особенно произведения Валентина Пикуля. «Книги укрепляют память, а с долгой памятью и жизнь долгая!» – уверена Анна Сергеевна, и нам трудно ей не поверить.
Сегодняшнее богатство Анны Сергеевны – пять внуков, один правнук и восемь правнучек и праправнучка годовалая София! Мы уверены, что в следующем году мы поздравим Анна Сергеевну с 95-летием.