Поездки в общественном транспорте – для многих из нас это добрая часть нашей беспокойной жизни. Да и сами маршрутки – это целый мир. В маршрутках знакомятся, встречают старых товарищей и бывших коллег, ведут торопливые или, наоборот, неспешные разговоры о том о сём. Это прекрасная возможность просто сидеть и наблюдать людской поток.
Здесь можно, недурно устроившись у окна, воспользоваться минутами в пути и подумать о своём месте в этом мире. Или совсем освободить голову и почувствовать ее пустоту… Такое состояние в йоге называется, кажется, читта-вритти-ниродха – «молчание ума». Обычно именно в такие моменты и приходит в голову что-то совсем новенькое. Например, музыкальный хит, типа: «Это не шутки, мы встретились в маршрутке».
Но шутки шутками, а проблемой общественного транспорта, а конкретнее нелегальным извозом пассажиров, всерьёз занялся временно исполняющий обязанности главы Республики Башкортостан Радий Хабиров. Перевозчики-нелегалы не платят налогов, не проверяют здоровье своих водителей, исправность транспортных средств, не отвечают за безопасность пассажиров и ни перед кем не отчитываются. В конце концов, в этой сфере крутится неконтролируемая наличность.
На первом же оперативном правительственном совещании Радий Хабиров раскритиковал чиновников за беспорядки на дорогах и потребовал в короткие сроки предоставить план, как будет решаться проблема, в частности, ликвидирован класс нелегалов.
Отказ от общественного транспорта в пользу личного – весьма устойчивая тенденция последних десятков лет. Так, в 2017 году обеспеченность легковыми машинами в Башкортостане составляла около 300 авто на 1000 населения, то есть практически у каждого третьего есть свой автомобильчик. При этом Башкортостан – ещё не самый автомобиленасыщенный регион России.
В столице, как и в других крупных городах республики, начались массовые проверки общественного транспорта, аресты автобусов. Выяснилось, что 42% от общего числа всех транспортных средств, занятых пассажирскими перевозками в Уфе, не имеют на то разрешения. На следующий день после этого в столице наступил транспортный коллапс. Утром многие горожане не могли добраться до работы, потому что по некоторым маршрутам автобусов просто не было. Нелегальные перевозчики объявили бойкот, не выпустив транспорт на дороги.
На переговорах с властями региона представители компаний, не имеющих официальных лицензий на перевозки, готовы были обсудить дальнейшие действия и прекратить забастовку. В ответ им предложили в ноябре участвовать в едином конкурсе по распределению пассажирских маршрутов.
Что нужно, чтобы выиграть это право на тендере?
Наличие собственного парка автомобилей. Это не обязательно должны быть личные машины или собственность предприятия, достаточно договора аренды. Проработанный и утвержденный городскими властями маршрут и график движения. Договор стоянки и обслуживания транспорта. Организация предрейсового осмотра.
Между тем нетерпеливый читатель живо хотел бы узнать, а как обстоят дела с нелегальными извозчиками в Кумертау? Спешим обрадовать и успокоить – в целом у нас всё хорошо. Все операторы, организующие перевоз граждан от одной окраины городского округа до другой, имеют на то законные свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута. Процесс контролируется городской администрацией.
Однако, занявшись вопросом пассажироперевозок, мы всё-таки выявили какие-никакие проблемы или, назовём так, особенности в этой сфере и не можем не констатировать их.
В реестре автобусных маршрутов, осуществляющих перевозки пассажиров на территории нашего городского округа, всего три оператора: ГУП «Башавтотранс», ООО «Кумертауское автотранспортное предприятие» (их немудрено перепутать, но это не одно и то же) и индивидуальный предприниматель О.В. Копыльцова.
Маршрутов всего девять. Самые древние из них №3 «КумАПП – Дубки» и №103 «Кумертау – Маячный» (регулярные перевозки здесь осуществляются с 1977 года), самые молодые маршруты №40 «Канчура – Дубки» и №43 «Локомотив – Заречная» (с 2012 года). Скажем прямо, в нашем небольшом городе потребности в новых маршрутах практически нет, все направления, по которым происходит перемещение «бесколёсных» горожан в течение дня, обеспечены общественным транспортом.
Когда редакция готовила очередную подборку материалов под рубрикой «Спрашивали? Отвечаем!», поступило несколько звонков от читателей, касающихся именно общественного транспорта. Один из них – почему прекращается движение маршрутных такси в посёлок Дубки после 21 часа?
Отвечает ИП Оксана Копыльцова, оператор маршрутного такси №3 «КумАПП – Дубки»:
– Такой график движения продиктован потребностью населения. Было время, когда работа нашего такси продлевалась до 22-х часов, но, как показала практика, эти крайние маршруты в подавляющих случаях никем не были востребованы. Очевидно, что гонять пустую машину нецелесообразно. Поверьте, если бы в этом направлении пассажиропоток не уменьшался круглые сутки, наши водители круглосуточно и работали бы на маршруте, ведь это их заработок.
Вообще, как отмечали водители разных маршрутных такси, с кем я беседовала, путешествуя по городу Кумертау от остановки до остановки, прибыль в этом бизнесе нынче не та. Ещё лет пять назад, несмотря на то, что стоимость проезда в маршрутке была ниже, выручка за день гораздо превышала современный «улов». Почему? «Пассажиров было больше, – делится своей версией водитель Александр, чей стаж «за баранкой» почти 20 лет. – Многие предприятия закрылись, на многих сократился штат. Были времена, люди большим потоком каждое утро ехали на работу, вечером – домой, пассажиров столько было, что не всех сразу забрать могли с остановки. А сейчас такие ситуации бывают, пожалуй, только в часы пик на маршрутах в сторону авиазавода».
И кстати, о невмещаемости маршрутных «газелек» в часы пик – эта проблема нашими читателями поднималась не раз. И хотя операторы маршрутов на КумАПП утверждают, что в эти часы ими и так брошены все возможные силы, чтобы справиться с пассажиропотоком, что график движения автомашин уплотняется – этого оказывается недостаточно. А 10-15 минут ожидания для человека зачастую имеют огромное значение. Поэтому вполне естественно, что в то же время с остановок собирают своих пассажиров так называемые бомбилы. Пытаться поймать и уличить ушлых и пронырливых, как чертята, бомбил – дело бесперспективное, всё равно, что палить из пушки по воробьям. Здесь бессильны инспектора ГИБДД и все прочие инспектора. Отмазки у таксистов-нелегалов всегда чёткие: еду, мол, на работу, вот и коллег своих по доброте душевной взял, а что они мне деньги за бензин суют, так это их благотворительность. Впрочем, ведь и вправду многие заводчане ездят на работу на личном транспорте и подвозят сослуживцев – и в этом добром деле их трудно упрекнуть. Тем более, что пассажиры, основная цель которых добраться побыстрее из пункта А в пункт Б, всегда делают свой выбор в пользу наиболее шустрого извозчика. Так что у проходной авиазавода для любых извозчиков, легальных или нет, в начале и в конце рабочего дня – настоящая жатва.
Что ж, с перевозками в черте города разобрались, где-то возмутились, с чем-то смирились. Однако куда более загадочная и неоднозначная ситуация существует на маршруте №103 «Кумертау – Маячный». В тему случился звонок от нашей читательницы Валентины Калядиной: «По работе мне приходится совершать ежедневные поездки из села в город. Из экономии средств я приобретаю проездной абонемент на месяц у «Башавтотранса» (именно он является организатором перевозок по маршруту №103). Иногда я езжу на маршрутных «газельках», которые отходят от остановки за 10-15 минут до рейсового автобуса «Башавтотранса». И они мой проездной не принимают, хотя я слышала, что некоторые коммерческие перевозчики получают дотацию от государства и должны считаться с проездными билетами «Башавтотранса».
К сожалению, на сегодняшний момент никаких дотаций никто из коммерческих перевозчиков не получает, и абонемент, приобретённый у конкретного оператора маршрута, только у него и считается полноценным билетом.
Нас же заинтриговал иной момент: что за «газельки» собирают пассажиров, увозя их из-под носа «Башавтотранса»? Происходит такое, как правило, в утренние и вечерние часы, когда пассажиропотоки наиболее обильны. В реестре автобусных маршрутов, осуществляющих перевозки пассажиров на территории нашего городского округа, значится лишь один, работающий между Кумертау и Маячным, – ГУП «Башавтотранс». На наш вопрос, что это может быть за перевозчик (или несколько?), нам не смогли ответить в ГИБДД, которые, кстати, не менее трёх раз в неделю проводят массовые проверки по выявлению нарушений среди перевозчиков и рабочие встречи с руководителями транспортных организаций. Следует ли корреспонденту самому отправиться в Маячный спозаранку и своими глазами увидеть картину, о которой нам рассказали местные жители? Или можно считать данную публикацию сигналом для органов, имеющих право проверки, провести эту самую проверку?