Все новости
Люди нашего города
15 Февраля , 18:45

«Страха не было – надо, значит, надо»

Суровую школу мужества прошли Анатолий Макаров и его боевые товарищи на полной опасностей дороге от Туругунди до Кандагара...

Анатолий Макаров (слева) отвечал за секретную связь в автобате, доставлявшем грузы со всем необходимым для обеспечения Советской Армии.
Анатолий Макаров (слева) отвечал за секретную связь в автобате, доставлявшем грузы со всем необходимым для обеспечения Советской Армии.

15 февраля наша страна отметила День вывода советских войск из Афганистана. Напомним, что в декабре 1979 года Советский Союз ввёл ограниченный контингент войск в Афганистан, а в 1988 году после подписания Женевских соглашений начался их вывод, и 15 февраля 1989 года афганскую территорию покинули последние колонны частей 40-й армии и все специальные подразделения пограничных войск.

События того времени по-прежнему свежи в памяти участников Афганской войны – в то время совсем молодых парней, которым довелось служить в «горячей точке». С одним из таких героев – Анатолием Макаровым – мы пообщались в преддверии памятной даты.

«Анатолий Николаевич – один из лучших работников нашего предприятия, – говорит его шеф – начальник цеха централизованного ремонта ПО КЭС ООО «Башкирэнерго» Наиль Зиятдинов. – Он электрослесарь по ремонту оборудования, но за долгие годы работы в Кумертауских электросетях освоил множество специальностей – плотника, сантехника, стропальщика... Досконально знает всё используемое оборудование, и какая бы задача ни стояла перед цехом, её решение не обходится без его участия».

Как рассказал нам Анатолий Макаров, родился он в Кумертау, рос в Ермолаево, после школы в 1986 году окончил Кумертауский горный техникум, получил специальность электромеханика и устроился на брикетную фабрику машинистом сушильной установки. Успел поработать три месяца до призыва в армию.

16 сентября Анатолия в составе группы призывников из Кумертау направили на медкомиссию в Уфу и определили в команду «20А» – эта литера означала «Афганистан», но ребятам сказали, что служить придётся в Германии, так что молодёжь даже обрадовалась: заграница – это интересно...

– 15 октября меня и ещё десятерых парней призвали, из Уфы отправили сначала в поселок Каменка Пензенской области, где мы прошли трёхдневный курс молодого бойца, а оттуда – в Туркмению, – рассказывает Анатолий Макаров. – Ехали на поезде четыре дня, и только там по дороге от сопровождающих солдат-срочников узнали, что едем в Афганистан. Помню, что страха не было, восприняли эту новость, как должно: «Надо, значит, надо».

Так 19-летний парень из Кумертау оказался в городе Кушка – самой южной точке Туркмении и всего Советского Союза, а ещё ранее – российской империи. Главной достопримечательностью города является Крест. История его строительства на сегодня окутана тайной, кто-то называет его «екатерининским», но основная версия такова: в 1913 году Николай II в ознаменование 300-летия дома Романовых решил установить на самой высокой близлежащей к городу Кушка сопке каменный Крест высотой около десяти метров. Поначалу у него были братья-близнецы, охранявшие западный, восточный и северный рубежи империи, но после Крест остался один. Этот памятник отлично виден не только из любой точки города, но и далеко за его пределами, в том числе по ту сторону границы, где лежит афганская земля.

В Кушке находилась учебная часть, Анатолий провёл здесь три месяца вместо положенного полугода – это был ускоренный выпуск. Поскольку он уже имел специальность горного электромеханика, определили его, соответственно, в войска спецсвязи. Самым светлым воспоминанием о времени, проведённом в «учебке», стал приезд мамы с дядей, которые приехали с ним повидаться:

– Два дня мы жили в гостинице, и это были лучшие дни. Я заходил только утром в часть отмечаться, а потом весь день мы гуляли с родными по Кушке, ходили посмотреть на знаменитый Крест, с той вершины через речку был виден Афганистан.

7 февраля 1987 года молодых солдат отправили на военный аэродром в посёлок Мары. Анатолий Николаевич вспоминает, что место показалось им диким – кругом горы да пески, ничего живого... Оттуда на самолёте Ил-76 прилетели в город Шинданд – вот там оказалось красиво, зелено. Оттуда новоприбывших распределили по дивизии. Анатолий Макаров попал в отдельный батальон материального обеспечения (ОБМО) – иначе говоря, снабженцы.

– У нас в батальоне было пять рот, из них две «наливные», – рассказывает Анатолий Николаевич. – Их задачей было перевозить на бензовозах солярку и керосин. Ещё три роты доставляли сухогрузы – на бортовых тентованных КамАЗах отправляли продукты, медикаменты, обмундирование, боеприпасы и прочее необходимое для обеспечения нашей армии. Путь лежал, начиная от Туругунди – перевалочной базы по ту сторону границы от города Кушки, через город Герат в Шинданд, где базировалась наша дивизия, и далее, через Фарах, в Кандагар. Всего мы проезжали примерно 550 километров в одну сторону, оставляя в каждой точке грузы, и затем возвращались обратно. Из Кушки в Туругунди грузы доставлялись через границу по железной дороге, и мы дожидались погрузки по три дня в «отстойнике», оттуда снова был виден всё тот же известный Крест.

Автоколонна из 40-50 машин растягивалась на полтора-два километра. У нас были три радиостанции – в начале, в середине и в конце колонны. Я как раз находился в середине – ездил вместе с начальником штаба на командно-штабной машине на базе ГАЗ-66. После каждой точки собирал информацию с «головы» и «хвоста» колонны, затем передавал данные по секретным каналам.

Передвигались обязательно в сопровождении роты БТР. Мы не раз попадали в перестрелки, видели ранения и гибель товарищей. Во время активных боевых действий я обеспечивал связь. Как показывают иногда в кино, разматывал катушку связи от КШМ до палатки, где находилось руководство. Не раз приходилось мне вызывать боевые вертолеты на помощь, сообщать о «двухсотых», «трёхсотых», чтобы их забрали. За два года службы мы потеряли шестерых ребят из нашей части...

Через год, уже будучи командиром отделения, Анатолий Николаевич получил звание сержанта. Не забыть ему времени, проведённом в госпитале – раненым не был, но однажды свалился с малярией, а потом ещё раз – с желтухой. Особенно запомнилась встреча с Александром Розенбаумом – он лично посещал госпитали и пел песни раненым. Приезжали и другие известные артисты и группы, солдаты были очень благодарны им за проявленное внимание и смелость.

– Хорошо понимаю тех ребят, что находятся в зоне СВО, о чём думают и что чувствуют, – говорит наш герой. – Когда-то мы так же из мирной жизни вдруг переместились в места боевых действий, нюхали порох, видели смерть... Связь с родными была лишь в виде писем... На конверте писали: «полевая почта, воинская часть такая-то», и всё. Писал я редко и без лишних подробностей, чтобы не расстраивать мать. Отлично понимаю сейчас родителей, которые боятся открывать почтовый ящик (или, как сегодня, интернет-сообщение), чтобы не получить известие о гибели сына – у меня самого сыновья... И всё же, несмотря на тяжёлые условия, служба была мне интересной – чувствовал, что делаю нужное дело, что мы с боевыми товарищами обеспечиваем армию всем необходимым, чтобы она могла выполнить поставленные задачи до конца.

Анатолий Макаров - в числе ветеранов, награжденных сегодня юбилейной медалью к 35-летию вывода войск из Афганистана.
Анатолий Макаров - в числе ветеранов, награжденных сегодня юбилейной медалью к 35-летию вывода войск из Афганистана.

24 января 1989 года Анатолий Макаров демобилизовался и поехал домой. Говорит, в отличие от своих сокурсников «переслужил» три месяца – все они вернулись раньше и уже работали. Он тоже, немного отдохнув, вернулся на брикетную фабрику, отработал там два года, а затем перешёл в КЭС, в апреле будет 33 года, как трудится на данном предприятии – можно сказать, старожил.

В 90-м году Анатолий Николаевич женился, супруга Елена Владимировна тоже окончила горный колледж, по специальности теплотехник, работает заведующей складом на КумАПП. У Макаровых два взрослых сына, которыми родители гордятся:

– Старший сын Кирилл, как и мы, окончил горный колледж, он теплотехник, год отслужил на Дальнем Востоке, на границе с Китаем – как и я, в автобате, только водителем, – рассказывает отец. – После армии устроился в КЭС, уже 11 лет вместе со мной работает, сейчас электрослесарем на службе подстанций и по совмещению – аккумуляторщиком. Кирилл подарил нам внучку Киру, мы очень этому рады, в апреле ей будет три года. Младший, Данил, пошёл своим путём: окончил аграрный университет по специальности «Ветеринария», после учёбы отслужил в армии. Он, как и я, служил в войсках спецсвязи – полгода в Ульяновске, потом на 102-й базе в Армении – город Гюмри. Сейчас Данил – главный ветеринарный врач норвежско-датской клиники при большом свинокомплексе в городе Арзамасе.

Анатолий Николаевич считает службу в армии значимой частью жизни и настоящей школой мужества, ответственности для мужчин. Особенно суровую, но и полезную школу прошёл он сам:

– Мне было всего 19 с половиной лет, когда я прилетел в Шинданд. Только на следующий день мы увидели свой батальон, вернувшийся с боевых действий, – это были небритые «закопчёные» дяди, кажется, намного старше меня, но это всё были мои ровесники... И сам я тоже скоро стал таким же. Думаю, в данной ситуации каждый человек может испытать себя, к чему он готов и на что способен. Всё это закаляет характер мужчины, учит ответственности за себя и за других, позволяет посмотреть на вещи с иной стороны. Конечно, по возвращении домой был некоторый момент адаптации: было странно вернуться и увидеть, что здесь люди живут своей жизнью, радуются, веселятся, в то время как где-то там идёт война... Но это быстро прошло – жизнь продолжается! Помню, как меня вскоре по возвращении пригласили выступить в родном техникуме, я пришёл туда в форме, пообщался со студентами...

Ежегодно 15 февраля, в День вывода советских войск из Афганистана, Анатолий Николаевич встречается с такими же, как он, воинами-афганцами. Регулярно созванивается с товарищем по службе – Геннадием Варюхиным: «Гена родом из Ировки, одновременно со мной призвался, а познакомились мы с ним уже в Уфе. Вместе попали в Кушку, потом в Шинданд. Служили, правда, в разных местах – он был танкистом в моей же роте, а в день демобилизации снова встретились на аэродроме. Сейчас он работает на КумАПП, остаётся близким другом, стараемся не терять связи, звоним, узнаем, как дела».

Как шутит иногда с друзьями Анатолий Николаевич, у участников Афганской войны два праздника – 15 февраля и 28 мая, День пограничника, просто они охраняли границу с другой стороны:

– Мы защищали южные рубежи нашей страны – территории Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана – всё это были союзные республики. В то время возникла угроза со стороны вооруженных формирований афганских моджахедов, поддерживаемых странами НАТО, вблизи наших границ появлялись американские военные базы, и руководство нашей страны не могло не отреагировать, были приняты необходимые меры. Думаю, та история получила продолжение сегодня, только на другой территории, в зоне СВО.

Честно послуживший Отчизне Анатолий Макаров награжден медалями «За боевые заслуги», «За отличие в воинской службе II степени», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и множеством юбилейных. Он является примером для своих сыновей и всего подрастающего поколения защитников Родины.

Фото из личного архива Анатолия Макарова

Автор:Мария Выблова
Читайте нас: