Все новости
Люди нашего города
9 Августа 2022, 13:00

«Он самый лучший!» Как Кумертау стал родным городом для беженцев с Украины

Прежде всего, отправим читателей на восемь лет назад, к началу конфликта на Донбассе.

Ловкая и приветливая Ирина Пономарёва сегодня работает в кафе «Листопад», восемь лет верна той работе, которую получила по приезде в Кумертау из Донбасса.
Ловкая и приветливая Ирина Пономарёва сегодня работает в кафе «Листопад», восемь лет верна той работе, которую получила по приезде в Кумертау из Донбасса.

Датой начала конфликта, как гласит независимый источник в Интернете, считается 7 апреля 2014 года. Мы понимаем, что расхождение интересов здесь пошло гораздо раньше. Но в тот день исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов в связи с захватами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске объявил о создании антикризисного штаба и заявил о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия».

12 мая, после ранее состоявшихся в Донецкой и Луганской областях референдумов о самоопределении, была провозглашена самостоятельность одноимённых народных республик, власти которых потребовали вывода со своей заявленной территории украинских войск и нацгвардии. Вместо этого украинские вооружённые силы начали артиллерийские обстрелы этих территорий. На авиаудары вооружённые пророссийские формирования отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов.

Дальше было хуже. В общем, с тех пор земля Донбасса потеряла покой.

В 2014 году Россия приняла первых беженцев: целые семьи с детьми и домашними питомцами. В Кумертау прибыло тогда шесть семей, остаётся здесь по сей день лишь одна из них – семья Пономарёвых. С Ириной Анатольевной мы познакомились достаточно давно, когда она стояла за прилавком продуктового магазина «Андрей» – улыбчивая, обаятельная, доброжелательная, тогда же и узнали, что они оставили родню и дом за много тысяч километров отсюда в городе Попасная Луганской области.

В этом году Россия и Башкирия вновь принимают жителей из Донецкой и Луганской народных республик – кого-то в качестве гостей (например, школьников на отдых в лагерь «Зелёные дубки» или другие лечебно-оздоровительные учреждения), кого-то на пмж. Наша беседа с Ириной о том, как изменилась её жизнь с тех пор, как она с мужем и двумя малолетними детьми покинула родной дом в Луганской области и осела в городке на юге Башкортостана.
– Ирина, первый вопрос: почему вы приехали именно в Кумертау?
– На самом деле, мы не знали точно, куда едем. Нам тогда дали список областных и республиканских центров: Уфа, Красноярск, Улан-Удэ… Но это были, так сказать, лишь направления, но не конкретные города, куда нас в конце концов привезли. Нам понравилась Уфа (посмотрели в Интернете фотографии, почитали о городе-миллионнике, пока ехали в поезде), но по прибытии на вокзал нас просто перегрузили в автобусы и высадили уже в Кумертау. Я долго училась правильно выговаривать название города, не могла объяснить родственникам, оставшимся на Украине, где мы.

Хотя мы ехали, как говорится, в никуда, эта история не могла закончиться неизвестно чем. Ведь за каждого беженца, прибывшего в город, местная администрация несла ответственность. Нас всех устроили на работу, детей – в детские сады и школы. Только жильё нам пришлось снимать самим.

Самое главное, что я хочу сказать, – огромное спасибо всей семье индивидуальных предпринимателей Силиных: Зое Ивановне, Петру Дмитриевичу, их сыну Дмитрию с супругой Еленой за всё, что они сделали тогда для нас и других беженцев, за всё, что они делают для меня и моей семьи до сих пор. Это они в своей столовой «Листопад» кормили всех нас за свой счёт. Никто не компенсировал им никакие расходы.

Особая благодарность, конечно, Елене Николаевне – про неё отдельно статью написать можно. Она настолько прониклась нашей бедой, мы ей стали как родные. До сих пор те, кто вернулся на родину или устроился в другом городе России, звонят Елене Николаевне, благодарят её за заботу, с которой она нас встретила тогда. Для беженцев она организовала сбор «гуманитарки»: вещи, предметы гигиены, бытовую технику (стиральная машина-автомат до сих пор у меня работает)… Поверите ли, чтобы мы получили гражданство России, она прописала на свою жилплощадь всю мою семью!

– Какое было первое впечатление от нашего Кумертау?

– Каким был тогда город, я, честно, не помню. В своих заботах и в стрессе я его, можно сказать, не разглядела. Сейчас замечаю изменения к лучшему, но происходят они очень медленно. А вообще, наш родной городок, он меньше Кумертау – всего 20 тысяч населения, гораздо скромнее. Вот климат местный, конечно, суровый. Мы-то привыкли к изобилию фруктов и овощей – абрикосы, черешня, яблоки в садах по земле валяются. А тут на стакан клубники по 200 рублей я долго смотрела, не могла понять, что это её цена. Сынок как-то раз окунулся в городской пруд и плачет – вода холодная! На Донбассе такого не бывает.

– Хотелось ли вернуться обратно на родину, ведь некоторые беженцы так и сделали спустя некоторое время?

– Конечно, тоска по родине была. Но в Попасную нам путь закрыт. Мы не вернёмся на родину никогда по серьёзным причинам, о которых я не могу сказать.

– Ну а переехать в другие края России?

– Это да, попытки были. Как-то я поехала в один город Подмосковья, там меня встретили недружелюбно, а когда завела разговор о детях (дочери тогда было 12 лет, сыну 4 года), мне прямым текстом сказали, что мест в садиках для нас нет и не будет. И всё так грубо, что я вышла, расплакалась, вернулась в Башкортостан и поняла, что он лучший! Как нас тут приняли тепло, спасибо много раз!

А вообще, многие семьи уехали из Кумертау искать лучшей доли. Ну, и ситуации у всех разные. Одна девушка из луганских уехала в Новосибирск к родной тётке. Мы тоже вроде как за ней подхватились. Меня практически уговорили волонтёры из Новосибирска: приезжайте, встретим, всё у вас будет и так далее. Ну, думаю, город большой, возможностей больше, надо ехать. Пришла к заместителю главы администрации по соцвопросам Наталье Лапшиной (тогда она была в этой должности): отправьте, говорю, нас в Новосибирск! Тогда Наталья Михайловна сама позвонила в ту волонтёрскую организацию, представилась, начала их расспрашивать, требовать гарантий, что они нас действительно встретят и помогут, тут они и «слились». И она тогда мне сказала: «Вот как бы я вас отправила в никуда? Денег на дорогу дали бы, всё сделали, но никто за вас ответственность по-настоящему не взял!»

Так мы и живём в Кумертау. Людей встречали разных. Кто-то нам сразу говорил, куда вы приехали, тут своим работы нет. Кто-то поддерживал и словом, и делом. Трудностей пережили немало, были и радостные моменты, конечно. Иногда узнаём тревожные новости с Донбасса и Украины, радуемся мирному небу над головами. Теперь уже, думаю, никуда мы отсюда не уедем.

Фото автора

Автор:Кохова  Лариса
Читайте нас: